Четверг, 4 октября 2007 года, № 112-13869 В этом году пять учителей Городецкого района стали победителями областного конкурса, проводимого в рамках национального проекта «Образование», и получили денежное вознаграждение по 100 тысяч рублей. Особый успех выпал на долю преподавателей Серковской средней школы – здесь сразу два победителя: учитель биологии Тамара Сергеевна Шишова, а также словесник и завуч в одном лице Ольга Анатольевна Набойщикова. С Ольгой Анатольевной нам довелось побеседовать в канун профессионального праздника. Разговор проходил в ее кабинете теплым ясным днем по-настоящему золотой осени, так любимой великим поэтом. В окно заглядывало солнышко, а на столе стоял букет из желто-красных кленовых листьев – оказалось, хозяйка кабинета на днях привезла их из Болдина. Мы говорили о школе – одной из самых важных ступеней в жизни любого человека. – Ольга Анатольевна, согласитесь: две заявки от одной небольшой сельской школы и сразу две победы – случай удивительный. Как это удалось? – Я никогда бы никогда не решилась участвовать в конкурсе, если бы не мои коллеги. Дело в том, что вот уже пять лет я состою в авторском семинаре при Нижегородском педагогическом университете. Семинаром руководит доцент Светлана Николаевна Митина. Она разработала специальную программу по культуре речи, а мы, учителя из Нижнего Новгорода и области, по ней работаем. Мои коллеги не раз приезжали в нашу школу – как правило, это происходило в мае, когда у нас необыкновенно красиво, когда цветут каштаны. Гостям здесь очень нравится, они говорят, что мы непременно должны участвовать в международной конференции «Красивая школа», которая состоится в ноябре в Центре одаренных детей. В конференции примут участие педагоги и ученики из Англии, Америки и других стран. – «Красивая школа»... Наверное, это понятие включает в себя не только внешний облик... – Конечно. Это и внутреннее содержание, уровень преподавания, атмосфера, школьный дух. – Расскажите о своей школе, чем она сильна. – У нас 109 учеников, есть одиннадцатый класс, а также первоклашки – восемь человек. – А есть надежда, что первоклассников когда-нибудь будет больше? – Да, потому что в нашей округе довольно активно рожают. Что касается школьного здания, то оно просторное, уютное, светлое. Все отмечают, что в школе есть что-то чистое, сокровенное. Мы много внимания уделяем патриотическому воспитанию, существует тесная связь с колхозом «Красный маяк». Создан музейный уголок, посвященный бывшему директору школы Вячеславу Андреевичу Снегиреву, человеку удивительной судьбы. В сорок третьем прямо со школьной скамьи он отправился на фронт, был тяжело ранен, девять месяцев провел в госпитале. Кстати, мы единственная школа в районе, носящая имя своего директора. Вячеслав Андреевич помог в жизни очень многим. Вот и я стала учителем, прежде всего, благодаря этому щедрому человеку. – А разве Вы не мечтали об учительской стезе с детства? –Нет, никогда. Хотя у меня были прекрасные, дорогие сердцу педагоги. Я ведь училась во второй, где преподавала Серафима Ивановна Лебедева – мы до сих пор с ней общаемся. Директором тогда был Анатолий Алексеевич Митин, учителем физики и нашим классным руководителем – Валентина Федоровна Смирнова. Математике нас учила Виктория Кузьминична Семенычева, которая говорила: «Мне никогда не будет стыдно даже за своего троечника». Какие мудрые слова! Ведь главная задача педагога – воспитать человека. В общем, учителя были прекрасные, а я в этом качестве себя не видела. После школы дважды безуспешно поступала в Московский институт культуры и даже когда в 1978-ом заканчивала Горьковский пединститут, была уверена, что учителем работать не стану. Сюда, в Серковскую школу, меня буквально за руку привел Вячеслав Андреевич. И вот уже почти тридцать лет я здесь преподаю, четыре года работаю завучем. – А разве Вы не мечтали об учительской стезе с детства? –Нет, никогда. Хотя у меня были прекрасные, дорогие сердцу педагоги. Я ведь училась во второй, где преподавала Серафима Ивановна Лебедева – мы до сих пор с ней общаемся. Директором тогда был Анатолий Алексеевич Митин, учителем физики и нашим классным руководителем – Валентина Федоровна Смирнова, Математике нас учила Виктория Кузьминична Семенычева, которая говорила: «Мне никогда не будет стыдно даже за своего троечника». Какие мудрые слова! Ведь главная задача педагога – воспитать человека. В общем, учителя были прекрасные, а я в этом качестве себя не видела. После школы дважды безуспешно поступала в Московский институт культуры и даже когда в 1978-ом заканчивала Горьковский пединститут, была уверена, что учителем работать не стану. Сюда, в Серковскую школу, меня буквально за руку привел Вячеслав Андреевич. И вот уже почти тридцать лет я здесь преподаю, четыре года работаю завучем. – Что изменилось за этот срок? – Многое. Но осталось главное: наша школа всегда была доброй и к учителям, и к детям. Помню, как меня, вчерашнюю студентку, все окружили теплом и заботой, особенно учителя начальных классов Зинаида Константиновна Камзолова и Валентина Александровна Садина. До сих пор я Сергеевна Шишова, так же, как и я, получившая президентский грант. Тамара Сергеевна вошла в творческую группу при НИРО, создавшую учебник «Биологическое краеведение» для 6-го класса. – А что, по-вашему, самое главное в профессии учителя? – Не быть занудой, училкой. Надо быть Учителем, а это значит видеть в ребенке личность, уметь общаться, понимать. Дети никогда не виноваты – виноваты взрослые, родители, которые не сумели, не захотели, не обратили внимание. Поэтому каждому ребенку хочется помочь, поддержать его в трудную минуту. У нас был сильный девятый класс, и, зная этих детей, мы постарались сохранить их в школе хотя бы ещё на два года, что бы как-то подготовить к сегодняшней суровой жизни. Хочется, чтобы они хотя бы чуть-чуть повзрослели... – Ольга Анатольевна, Вы активно работаете по программе «Культура русской речи». В последнее время интерес к этой теме возрос. Только что в Болдине прошёл Всероссийский фестиваль «Живое слово», есть одноименная передача на Нижегородском телевидении. В то же время в повседневной жизни мы видим, что русский язык, язык Пушкина, уходит от нас. А как говорит молодёжь... – Молодёжный сленг был всегда – не было его засилья. Чрезмерное всегда плохо. Но виноваты не только молодые. Обратите внимание, как оформлены наши большие города, пройдитесь, например, по Покровке – почти ни одной русской вывески...И это очень больно. А ведь русский язык – огромное богатство, бесценное сокровище. Жаль, что понимаем мы это не всегда. Дочь моей двоюродной сестры после окончания школы уехала учиться в Англию. В вузе, где она получает образование, есть студенты из Москвы, Санкт-Петербурга, Латвии, Грузии. И все они между собой говорят по-русски. Юношей и девушек, оказавшихся вне Родины, объединил наш язык. – А что Вам больше нравится преподавать: русский язык или литературу? – Трудно сравнивать. Литература дает больше возможностей к самораскрытию. Здесь нельзя о чем-то просто рассуждать, не высказав того, что чувствуешь. Я очень люблю вести Пушкина, Толстого, Достоевского – последнего открыла для себя только тогда, когда стала преподавать. И Маяковский казался мне непонятным, пока не увидела в нем чуткую, ранимую душу. Эти открытия совершила вместе со своими учениками. Счастливая все-таки у нас профессия – мы не только учим детей, но и сами учимся постоянно. – Что бы Вы хотели пожелать коллегам в День учителя? – Любви к детям, оптимизма и ещё чуточку удачи.
|