Воскресенье, 2024-Май-19, 09:59:47

Электронная версия газеты, выходит с мая 2006 года
Приветствую Вас Гость | RSS
• К 90-летию газеты •
[2012-Фев-05]
Салов В.М. На 90-летие «Городецкого вестника»
[2012-Янв-12]
«Ни слов, ни души не жалея»
[2011-Ноя-03]
Верные друзья газеты
• Навигатор •
• Публикации •
В городе нашем [191]
Вопрос–ответ [17]
Здравоохранение [43]
Земляки [209]
К 90-летию газеты [41]
Культура [155]
Краеведение [119]
Литературное творчество [35]
Народные промыслы [47]
О местном самоуправлении [211]
Образование [123]
Правопорядок [106]
Патриотизм [29]
Происшествия [15]
Разное [110]
Социальная жизнь [99]
Физкультура и спорт [107]
Экономика [210]
• Последние выпуски •
[2013-Сен-23][Социальная жизнь]
МФЦ заработает в октябре
[2013-Сен-23][О местном самоуправлении]
С оперативного совещания
[2013-Сен-23][Физкультура и спорт]
Strongman

[Краеведение]
Статистика

Главная » Статьи » Культура

Здесь даже воздух дышит стариной

Вторник, 19 сентября 2006 года, № 106-13714

В четвертый раз приезжают к нам музеи Нижегородчины, и мы уже ждем этого события. Конечно, фестиваль – это не только музейные экспозиции, но и научные семинары, выставки, презентации книг, встречи, но все это в основном для самих музейщиков. А для городчан фестиваль – это, прежде всего, возможность познакомиться с музеями городов и районов области, а значит в какой-то мере побывать в гостях у наших соседей. Прекрасная, между прочим, возможность, которой при нашей провинциальной, бедной на яркие события жизни грех не воспользоваться. Давайте и мы совершим небольшое музейное путешествие в рамках минувшего фестиваля, подышим воздухом старины, ароматом ушедших столетий, чтобы лучше понять, кто мы и откуда родом.

«ДОМА КУПЕЧЕСКИЕ – СУДЬБЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ»

В Городце купеческое сословие уважают: ему и памятник возвели, и книгу о городецких купцах издали, и улица, одна из самых красивых в городе, до сих пор по старинке еще и Купеческой называется.

Славно потрудились на своем веку городецкие промышленники и торговые люди, но и их деловые партнеры и конкуренты из других городов и сел губернии тоже без дела не сидели. Об этом свидетельствуют экспозиции, что привезли на фестиваль музейщики Нижнего Новгорода, Семенова, Большого Мурашкина и Дзержинска.

– Купеческому быту мы отдали у себя целый зал, – рассказывает нам директор Б.Мурашкинского историко-художественного музея Светлана Федоровна Мартазова. – Хотя, конечно, нам дорого все, что связано с историей нашего поселка. Первое упоминание о Мурашкине относится к 1377 году, в свое время оно принадлежало Федосье Морозовой, которую Суриков изобразил на всем известной картине. Федосью лишили имений, в том числе и Мурашкина, за то, что она являлась приверженкой учения Аввакума и не отреклась от старый веры. А ведь в то время она была владелицей 8000 крепостных и 300 дворовых людей, обширных земельных угодий, множества домов…

Да и мурашкинцы отличались сильным характером и свободолюбием. Они активно участвовали в разинском восстании и за то поплатились по полной: в селе был построен огромный земляной вал, вдоль которого поставили многочисленные виселицы – на них вешали повстанцев.

Упорство, даже фанатизм в достижении своих целей выделяли и местных купцов. Это благодаря им в середине XIX века в Мурашкине процветал меховой промысел – меха, выделанные здесь, ценились необычайно высоко, они получали золотые медали на выставках в Лондоне и Брюсселе.

Жаль, что вековой промысел сейчас в упадке, но в память о богатстве здешних купцов сохранились их особняки: свыше 40 зданий купеческой постройки являются памятниками истории и культуры.

ДЕЛО ДОРОЖЕ ЖИЗНИ

Оттиски медалей, каталог мехов, счеты, предметы одежды… Вещи минувших времен несут не только информацию – они создают образы людей, дух времени, в котором они жили.

Станислав Михайлович Шальнов, сотрудник Дзержинского городского краеведческого музея, показывает мне несколько старых картонных фотографий купеческой семьи Марковых-Тарасовых. На одной из них волевая женщина, ставшая прообразом Вассы Железновой. Случилось так, что ее муж нарушил закон, ему грозила тюрьма, и чтобы сохранить дело и доброе имя, жена заставила мужа покончить жизнь самоубийством – незапятнанная репутация была превыше всего.

В черте современного города химиков есть старинный поселок Желнино – многие местные купцы вышли именно отсюда: Солины, Кузнецовы, те же Марковы… И прославились они не скандальными делами, как многие нынешние денежные воротилы, а тем, что щедро делились нажитым со своими земляками: один построил больницу, которая долгое время была лучшей в губернии, другой возвел прекрасный храм, уходящий куполами в небо, а третий открыл в губернском центре дом для подкидышей – старое здание нынешнего института педиатрии.

«В НИЖНЕМ ДОМА – КАМЕННЫЕ, А ЛЮДИ – ЖЕЛЕЗНЫЕ» (В.И.Даль)

В областном центре вообще много роскошных особняков, усадеб и доходных домов, построенных купцами. Спроектированные столичными архитекторами и местными знаменитостями, здания эти являются украшением города, создают его неповторимый облик.

На Верхне-Волжской набережной, созданной в 30-е годы XIX века, выделяются три каменных дома, которые являются купеческими усадьбами Рукавишниковых, Сироткиных и Каменских. Именно этим домам была посвящена экспозиция Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника, которая располагалась в выставочном зале (микрорайон Северный). Она как нельзя лучше вписывалась в основную тему фестиваля – «Мир русской усадьбы».

В просторном зале посетители могли видеть вещи из этих усадеб – мебель (кресло в стиле XVI века, скамью-ларь и др.), детали одежды (например, великолепные шали), а также множество фотографий, зрительно воссоздающих то, что привезти трудно. Каждая вещь отличается тонкостью работы, необыкновенным изяществом. А ведь их владельцами были выходцы из далеко не самой культурной среды. Откуда же такой тонкий вкус и тяга к прекрасному?

– Дело в том, что в своей среде это были необычайные люди, – отвечает на мой вопрос Галина Федоровна Ефремова, главный хранитель музея-заповедника. – Вот, например, Дмитрий Васильевич Сироткин, выходец из крестьян Пурехской волости, купец, промышленник, собиратель старины. Его называли «хитрый Митрий» за то, что был предприимчивым, не боялся учиться, и при своей глубокой религиозности всегда шел в ногу со временем. А иначе он не нажил бы такого состояния, не работал бы гласным в Думе, не был бы последним мэром города, не построил здания, ставшего музеем. Это пример для каждого из нас: нельзя останавливаться в своем развитии, надо отвечать запросам времени, двигаться вперед и всегда стараться быть полезным обществу.

«ЗА ОТЧИЗНУ, СВОБОДУ И ЧЕСТЬ»

Так называлась выставка Бутурлинского историко-краеведческого музея, посвященная 180-летию восстания декабристов на Сенатской площади (оно широко отмечалось в прошлом году).

– Мы связаны с одним из декабристов – Иваном Александровичем Анненковым, семье которого принадлежали земли в нашем районе, – рассказала научный сотрудник музея Ольга Николаевна Коннова, и внешностью, и нарядом напоминающая даму пушкинской поры. – Анненков был одним из самых молодых участников декабристского движения, но, несмотря на свою молодость, он стойко принял приговор Николая I и мужественно пережил все лишения на каторге. Этому во многом способствовал приезд в Сибирь его любимой – Полины Гебль, с которой он обвенчался в кандалах в небольшой тюремной церквушке при Читинских рудниках. Обычно мы открываем нашу выставку отрывком из поэмы «Русские женщины» Некрасова, я играю Е.И.Трубецкую – отсюда и костюм. Знаете, дети слушают нас очень внимательно: женское самопожертвование, любовь на все времена не могут не трогать сердце.

Великим и просто известным людям, связанным с нижегородской землей, на фестивале было посвящено несколько выставок. Кому-то наверняка запомнится экспозиция наших соседей – Балахнинского краеведческого музея о своем земляке Кузьме Минине, где были представлены доспехи воина XVII века, оружие времен Нижегородского ополчения, а также книги отца Александра (Соколова), который хорошо знаком городчанам.

В детском музее и сегодня открыта выставка Литературно-мемориального музея Н.А.Добролюбова, рассказывающая о русском критике, публицисте и революционном демократе. Это о нем когда-то написал Некрасов: «Как женщину, ты родину любил…». В экспозиции вещи из добролюбовской усадьбы: диванчик и стол той эпохи, на столе томик любимого Лермонтова и рукопись стихов, на стене – петербургский пейзаж, портрет Александра Улыбышева.

О самом Улыбышеве – музыкальном критике, драматурге, общественном деятеле, самобытном ученом, знатоке и ценителе музыки, скрипаче-любителе, авторе первой биографии Моцарта – на фестивале тоже была экспозиция, привезенная Богородским историческим музеем.

Александр Дмитриевич родился в с.Лукино ныне Богородского района – здесь же на погосте основанной им церкви покоится его прах. Администрация района и отдел культуры учредили областной конкурс юных музыкантов имени Улыбышева – событие редкое для районной музыкальной школы. Юные музыканты приехали на фестиваль в Городец и в одном из залов краеведческого музея своей игрой постарались воссоздать обстановку салона А.Д.Улыбышева на Малой Покровке.

РАДОСТЬ НЕ ИМЕЕТ ЦЕНЫ

И здесь хочется сказать несколько слов благодарности организаторам фестиваля – тем, кто его задумал и спланировал. Как и на предыдущих, на нынешнем, четвертом, были свои изюминки – именно они вызывают живой отклик, поражают воображение, пробуждают чувства добрые.

Не забыть моно-спектакль по произведениям А.С.Пушкина «Тени минувшего» в исполнении актрисы Нижегородского академического театра драмы им.А.М.Горького Елены Турковой и актрисы, певицы камерного театра им.В.Степанова Марины Степановой, обладательницы чарующего голоса. Спектакль проходил на фоне болдинских акварелей Валерия Хазова, известного нижегородского художника, лиричного, тонко чувствующего природу и поэзию. Безумно жаль, что зрителей было так мало.

Удивительная, по-своему неповторимая выставка «Во вкусе умной старины» центра ремесел г.Дзержинска экспонируется сейчас в Доме Авдотьи Лапшиной. Ее надо обязательно посмотреть, тем более что возможность еще есть (выставка продлится до конца сентября).

В эти дни «Музейный квартал» посетило немало детей. Надо было видеть, с каким вниманием в звенящей тишине слушали наши школьники рассказ о Тане Савичевой, одиннадцатилетней девочке, оставившей трагический блокадный дневник о гибели своих самых близких людей (экспозиция Шатковского краеведческого музея).

Боль и радость… На музейных выставках, как и в жизни, они всегда рядом. В соседнем зале детского музея художник по глине Александр Чернышов из Богородского музея керамики не только рассказал ребятам о секретах древнего ремесла, но даже дал им посвистеть в многоголосые глиняные свистульки, каждая из которых – шедевр гончарного искусства.

Музейные работники смотрели на эту картину с замиранием сердца, а мастер, понимая, что рискует (любое неосторожное движение могло привести к потере экспоната), все же шел на риск: детская радость бесценна.

Такова, по большому счету, и главная задача фестиваля – подарить радость, и слава за это музейщикам, в том числе и городецким. Кстати, городецкие музейные экспозиции – и профессиональные, и школьные – были на высоте, но о них мы расскажем в следующий раз.

Категория: Культура | (2006-Сен-20) | Автор: Нина ДМИТРИЕВСКАЯ
Просмотров: 1396
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
• Поиск •
• Друзья •
  • Городецкая заваLinkа
  • Волжский перекрёсток
  • Городецкая роспись
  • Городецкий пряник
  • У Кольцова колодца
  • «Городецкий вестник» © 2006–2024 Анализ интернет сайта Goon Каталог сайтов