Суббота, 21 июля 2007 года, № 80-13837 В этом году отмечается 160-летие знаменитого промысла – городецкой росписи и 70-летие фабрики "Городецкая роспись". Точной даты возникновения промысла нет. В приузольских деревнях Курцево, Косково, Савино, Репино, Ахлебаиха издавна занимались подсобным промыслом, так как земля была малоплодородной и плохо кормила крестьянина. Вот что писал краевед и литератор П.И.Мельников, собирающий сведения о промыслах в 40-е годы XIX века: "Леса заволжанина кормят. Ложки, плошки, чашки, блюда заволжанин точит и красит. Гребни, донца, веретена и другой щепной товар работает". В XIX веке в приузольских деревнях самым известным товаром были донца для прялок, резные с инкрустацией из мореного дуба. Почему резные? Да потому, что резьба в ту пору была широко распространена в Городце и окрестных деревнях. Ею украшали деревянные суда, наличники на избах, мелкий хозяйственный инвентарь. На Городецкой ярмарке резные донца пользовались большим спросом. Кому пришло в голову заменить резьбу на роспись, точно не известно. Как пишет в своей книге "Городецкая роспись" А.Е.Коновалов, вероятно одними из первых стали подкрашивать резьбу красками братья Мельниковы из деревни Ахлебаиха. В частной коллекции хранится донце, выполненное Лазарем Мельниковым, датированное самим автором 1859 годом. Сохранившиеся донца Лазаря и Антона Мельниковых дают возможность предполагать, что они имели немалый опыт росписи. В 1992 году по просьбе фабрики научно-исследовательский институт художественной промышленности подготовил историко-архивную справку о происхождении промысла городецкой росписи. В справке делается вывод, что наиболее активное освоение росписи и становление городецкого красильного промысла осуществляется с середины 40-х годов XIX века, а братья Лазарь и Антон Мельниковы являются одними из основателей искусства городецкой росписи. Мастера охотно перешли с резьбы на роспись, это было менее трудоёмко, особенно когда научились применять клеевые краски и покрывать изделия вареным льняным маслом. Вслед за братьями Мельниковыми успешно начала работать уже довольно значительная группа выдающихся мастеров, которую возглавляли Терентий Беляев из Репино Игнатий Мазин и братья Сухоруковы из Курцево Игнатий Лебедев и Федор Красильников из Коскова. По данным статистики, в 1880 году расписные донца изготовляют уже в семи деревнях 34 семьи с 68 мастерами. На рубеже XIX-XX веков выработка донец в год доходила до 4 000 штук с семьи. После первой мировой войны промысел практически прекратился. Первая попытка возродить городецкую роспись была сделана в 30-е годы XX века. В Курцеве была создана мастерская по городецкой росписи. Работали в ней старые мастера И.К.Лебедев, Ф.С.Краснояров, Т.С.Крюков, П.Д.Колесов, Д.И.Крюков, К.И.Лебедев, В.К.Смирнов, И.А.Мазин. Учеником сюда был принят 16-летний Аристарх Коновалов, трудами и заботами которого уже после Великой Отечественной войны была возрождена и расцвела городецкая роспись. В 1937 году была создана в Курцево артель, этот год считается датой рождения фабрики "Городецкая роспись". В этом же году И.К.Лебедева и Д.И.Крюкова вызвали в Москву в экспериментальную мастерскую выставки народных художественных ремесел. Через год уехал туда и Аристарх Коновалов. В 1940 году он был приглашен в Загорск, в музей народных художественных ремесел, который располагался в Троице-Сергиевой Лавре. Здесь пытались обновить городецкую роспись, приспособить её к современным условиям. Многому научился Аристарх Коновалов, соединяя навыки, полученные на родине от старых мастеров со знаниями профессиональных художников. Но тут в развитии промысла случился снова большой перерыв. Началась Великая Отечественная война. И лишь в 50-е годы после многократных хлопот и просьб А.Е.Коновалова была создана промысловая артель "Стахановец". Только беззаветная любовь Аристарха Евстафьевича Коновалова к городецкой росписи, его настойчивость способствовали возрождению и обновлению старинного промысла. В 1957 году он набрал группу молодых девушек и поехал с ними в Семеновскую профтехшколу, где они два года обучались городецкой росписи. После окончания учебы Коновалов с ученицами вернулся в Курцево. Много было трудностей, производственных и бытовых. Но ученицы постепенно становились мастерами. 1 октября 1960 года артель "Стахановец" была преобразована в фабрику "Городецкая роспись", а в декабре 1965 года курцевская фабрика была объединена с Городецкой мебельной фабрикой, название она получила "Городецкая роспись". В Курцеве остался филиал. В 1966 году из Курцева в Городец переехала одна из первых учениц А.Е.Коновалова Лилия Фёдоровна Беспалова. В 1969 году была создана экспериментальная творческая лаборатория, в которой стали работать Ф.Н.Касатова, А.В.Соколова, Л.Ф.Беспалова, Л.А.Кубаткина, Т.М.Рукина, столяр П.А.Березин, резчики по дереву А.Я.Колов, В.Г.Зеленин и. др. В 70-е, 80-е годы XX века начался расцвет городецкой росписи. Был выстроен большой и светлый цех. Уже десятки художниц расписывают хлебницы, декоративные тарелки, панно, пирожные доски, поставки, шкатулки и т.д. Особым спросом пользовались хлебницы и детская игрушка "конь-качалка". Продукция фабрики экспортировалась в 30 стран мира: Францию, Швецию, Норвегию, Италию, Грецию, Канаду и др. Яркие праздничные краски городецкой росписи получили, можно сказать, мировое признание. В декабре 1985 года художницы Л.Ф.Беспалова, Л.А.Кубаткина, А.В.Соколова, Ф.Н.Касатова, Т.М. Рукина и главный художник фабрики А.Е.Коновалов были удостоены Государственной премии РСФСР им.И.Е.Репина. После ухода А.Е.Коновалова на заслуженный отдых главным художником фабрики была назначена А.В.Соколова. В этой должности она работает и по сей день. Из плеяды первых художниц она одна ныне остается в строю. В 90-е годы ХХ века фабрика "Городецкая роспись", как и многие промышленные предприятия, пережила приватизацию, упадок, сокращение производства, смену владельца, различные реорганизации. Казалось, что старинный промысел умирает. Прекратились поставки за границу, упал внутренний спрос на изделия фабрики. Людям, занятым выживанием и добыванием куска хлеба, было не до красоты. Но, к счастью, выжила экспериментальная мастерская. Художницы нового поколения, но воспитанные на традициях старых мастеров, оказались верны избранному делу. В.В.Деревянко, В.А.Колесникова, О.С.Жаренова, Е.Н.Староверова, Н.С.Приваловская ныне признанные мастера городецкой росписи. Уже в XXI веке началось повторное возрождение городецкой росписи. Создан Торговый дом, дочернее предприятие ОАО "Фабрика "Городецкая роспись", объединивший не только художниц, но и резчиков, и иконописную мастерскую. Директор Торгового дома А.А.Когай делает многое для возрождения былой славы городецкой росписи. Художницы и резчики участвуют в многочисленных выставках в России, в ноябре прошлого года возили свои изделия в Париж и Испанию. На днях я побывала на фабрике. Заместитель директора Н.С.Приваловская рассказывает: – В экспериментальной мастерской у нас сейчас работает 20 человек, в цехе – 18. Токарные изделия делают надомники. У нас есть заказ на 3 миллиона рублей – детская мебель для Москвы. А всего мы сейчас выпускаем 300 наименований изделий, 20 новых изделий, освоили в этом году. К юбилею мы подготовили выставку работ, которая сейчас экспонируется в выставочном зале Городца, а потом поедет в музей декоративно-прикладного искусства в Москву. Собственно, юбилей будем отмечать в праздник города, пригласим старых работников. Н.С.Приваловская говорит о проблеме, которая никак не решается руководством города. В связи с развитием туризма в Городце фабрике необходимо помещение для салона, где бы не только продавались сувениры, но и художницы демонстрировали для туристов свое мастерство.
|