Понедельник, 2024-Апр-29, 01:38:06

Электронная версия газеты, выходит с мая 2006 года
Приветствую Вас Гость | RSS
• К 90-летию газеты •
[2012-Фев-05]
Салов В.М. На 90-летие «Городецкого вестника»
[2012-Янв-12]
«Ни слов, ни души не жалея»
[2011-Ноя-03]
Верные друзья газеты
• Навигатор •
• Публикации •
В городе нашем [191]
Вопрос–ответ [17]
Здравоохранение [43]
Земляки [209]
К 90-летию газеты [41]
Культура [155]
Краеведение [119]
Литературное творчество [35]
Народные промыслы [47]
О местном самоуправлении [211]
Образование [123]
Правопорядок [106]
Патриотизм [29]
Происшествия [15]
Разное [110]
Социальная жизнь [99]
Физкультура и спорт [107]
Экономика [210]
• Последние выпуски •
[2013-Сен-23][Социальная жизнь]
МФЦ заработает в октябре
[2013-Сен-23][О местном самоуправлении]
С оперативного совещания
[2013-Сен-23][Физкультура и спорт]
Strongman

[Краеведение]
Статистика

Главная » Статьи » Народные промыслы

Рукотворная красота

Вторник, 11 сентября 2007 года, № 102-13859

По берегам речки Узолы стоят села и деревни Курцево, Косково, Савино, Букино. На карте России, да и мира, вы не найдете этих названий. Но их след в истории более чем заметен. Именно здесь 160 лет назад в окрестных деревнях близ Городца, в Балахнинском уезде Нижегородской губернии, зародилась городецкая роспись.

И на донце расцвели купавки...
Первые навыки живописи городецкие мастера «углядели» у художника, который реставрировал фрески в церкви села Курцево. Как гласит местное предание, сметливые курцевские и косковские мужики внимательно следили за его работой и сумели разузнать секреты приготовления красок и запомнить приемы работы кистью.

Но непосредственными учителями живописцев были резчики Лазарь и Антон Мельниковы, Антон Николаев. Именно они определили основную тематику будущей росписи и главных персонажей. В городецкой резьбе в основном присутствовали не геометрические орнаменты, а современная жизнь: всадники, роскошные кареты, прогуливающиеся с дамами кавалеры. Узольские мастера использовали различные виды окраски (соком ягод или отварами растений) и инкрустацию мореным дубом.

Развитие нового промысла происходило с невиданной для народного искусства быстротой, всего за два-три десятилетия. Постепенно произошел переход от резьбы к росписи. И с 70-х годов ХIХ столетия городецкие мастера стали изготовлять деревянные изделия, в оформлении которых солировала кисть художника. На первом месте были, конечно, прялочные донца. Они пользовались особой популярностью и в большом количестве продавались на Нижегородской ярмарке, а после расходились по всей России.

Донце было не только рабочим инструментом – к нему относились с большим почтением. После окончания работы его, освободив от гребня, вешали на стену, оно, так же как лубочные картинки, вышитые рушники, блестящие оклады икон, украшало крестьянский дом, вносило в него радость.

Визитной карточкой Городца также были красивые и оригинальные расписные стульчики-сиделки и каталки, которые предназначались как для детей, так и для их кукол. Одним из самых любимых персонажей для их росписи был добрый Кот-Мурлыка. Его изображали с большой круглой головой, лихо торчащими усами и зелеными глазами.

Каждый мастер – неповторим
Каждый из мастеров, унаследовав с детства художественные традиции Узольской долины, стремился к реализации своих образов. Работы Сидора Коновалова не были похожи на мочесники и донца братьев Мельниковых, «кралечки писаные» И.А.Мазина отличались от «чаепитий с хозяйством» Ф.С.Красноярова. Собственный круг сюжетов, неповторимых героев в своей самобытной живописной манере писали целые династии мастеров – Крюковы, Сундуковы, Колесовы, Лебедевы. «Галантные сцены» в гостиных, где собирались изящные дамы в декольтированных платьях и богатые кавалеры в модных сюртуках – были любимыми сюжетами И.К.Лебедева. Кстати, именно в его доме в 1936 году была организована коллективная мастерская, в которой вместе с ним стали работать Ф.С.Краснояров, И.А.Мазин, П.Д.Колесов. Первая артель была создана чуть ранее в Коскове.

Вызвано создание артели было тем, что в 20-30-е годы ХХ века упал спрос на прялочные донца, составлявшие основной ассортимент промысла. Вытесняемые массовыми промышленными изделиями, фабричными тканями, предметы старинного ремесла постепенно уходили из жизненного обихода крестьян и городских жителей. К тому же, события первой мировой войны, гражданской войны и послевоенная разруха были особенно губительны – многие опытные мастера не вернулись с фронта, а молодежь, не видя перспектив, уходила из деревень в города.

Возрождение промысла
После Великой Отечественной войны, когда роспись вновь пережила упадок (старшее поколение мастеров уже ушло из промысла), Аристарх Коновалов, потомок старых мастеров, принял на себя заботы старшего в промысле. Он стал организатором цеха росписи при местной артели «Стахановец», начал разработку первых образцов, взял на себя труды учителя и воспитателя нового коллектива молодых мастеров. Подготовку кадров ему помогли организовать в художественной профтехшколе в г.Семёнове.

Первая группа учащихся, совсем юных девушек из окрестных деревень, оказалась на удивление талантливой и большинство из них связали с городецкой росписью свою дальнейшую жизнь. Они стали гордостью промысла, ядром творческого коллектива фабрики «Городецкая роспись».

Более 30 лет Аристарх Евстафьевич Коновалов возглавлял художественное руководство этого предприятия. За возрождение промысла городецкой росписи он был награждён орденом «Знак Почета». В декабре 1985 года А.Е.Коновалову и его ученицам Л.Ф.Беспаловой, А.В.Соколовой, Ф.Н.Касатовой, Л.А.Кубаткиной и Т.М.Рукиной «за новые произведения в традициях городецкой росписи» присуждена Государственная премия имени И.Е.Репина.

Идет время, и уже следующее поколение приходит на смену старым мастерам. Многие из них отмечены престижными премиями и почетными званиями. Их работы неоднократно были представлены на выставках за рубежом, экспонируются в самых знаменитых музеях России. Произведения Н.С.Приваловской, В.В.Деревянко, Е.Н.Староверовой, В.А.Колесниковой приобретают многие известные коллекционеры для своих собраний.

На протяжении многих лет сохраняются городецкими мастерами и традиции глухой резьбы – родоначальницы росписи, которая в наше время нашла свое применение в резных иконах и неповторимых авторских работах.

Михаила Логинова, первого резчика фабрики, до сих пор вспоминают как волшебника, который создавал сказочные города, узорные терема и одухотворенные скульптуры. Вместе с Андреем Коловым они создавали уникальные большие панно, которые можно увидеть в санатории «Городецкий», в магазине «Художественные промыслы» и в столовой самой фабрики «Городецкая роспись». Сейчас дело продолжает их ученик Сергей Половинкин.

Иконы чудной лик
С 1 марта 1995 года на фабрике существует иконописная мастерская, созданная с благословения Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II. А с 2000 года мастерская была принята в состав Патриарших мастерских. По словам начальника иконописной мастерской Н.Н.Карасева, «мы возрождаем сейчас то, что было порушено за 70 лет безбожия». По всем иконописным канонам художницы перед написанием икон постятся, рабочий день начинают и заканчивают с молитвы, а что самое главное – они чтят каноны христианства и в обычной жизни. Наверное, именно это особое состояние души и помогает им создавать произведения искусства. Именно произведения искусства, поскольку язык не поворачивается назвать это товаром или продукцией. Неудивительно, что именно здесь, в иконописной мастерской, в 2004 году заблагоухала икона «Чудо святого великомученика Георгия о змии», которая позже была преподнесена владыке Георгию, архиепископу Нижегородскому и Арзамасскому.

Но не только на территории фабрики трудятся иконописцы. Сейчас они расписывают фрески в храме Михаила Архангела (Городец), которому в этом году исполняется 300 лет.

И каждый из современников, которые сейчас трудятся на фабрике городецкой росписи, с благодарностью вспоминает старых мастеров, восхищается рукотворной красотой и говорит «спасибо» резчикам, станочникам, художникам.

Наталия СОЛОВАРОВА, pr-менеджер ПО «Славянская Мебельная Компания»

Категория: Народные промыслы | (2007-Сен-14) | Автор: Наталия СОЛОВАРОВА
Просмотров: 1745
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
• Поиск •
• Друзья •
  • Городецкая заваLinkа
  • Волжский перекрёсток
  • Городецкая роспись
  • Городецкий пряник
  • У Кольцова колодца
  • «Городецкий вестник» © 2006–2024 Анализ интернет сайта Goon Каталог сайтов