Понедельник, 2024-Апр-29, 03:55:52

Электронная версия газеты, выходит с мая 2006 года
Приветствую Вас Гость | RSS
• К 90-летию газеты •
[2012-Фев-05]
Салов В.М. На 90-летие «Городецкого вестника»
[2012-Янв-12]
«Ни слов, ни души не жалея»
[2011-Ноя-03]
Верные друзья газеты
• Навигатор •
• Публикации •
В городе нашем [191]
Вопрос–ответ [17]
Здравоохранение [43]
Земляки [209]
К 90-летию газеты [41]
Культура [155]
Краеведение [119]
Литературное творчество [35]
Народные промыслы [47]
О местном самоуправлении [211]
Образование [123]
Правопорядок [106]
Патриотизм [29]
Происшествия [15]
Разное [110]
Социальная жизнь [99]
Физкультура и спорт [107]
Экономика [210]
• Последние выпуски •
[2013-Сен-23][Социальная жизнь]
МФЦ заработает в октябре
[2013-Сен-23][О местном самоуправлении]
С оперативного совещания
[2013-Сен-23][Физкультура и спорт]
Strongman

[Краеведение]
Статистика

Главная » Статьи » Народные промыслы

Городецкая контурная резьба

Четверг, 17 апреля 2008 года, № 42-13947

Примерно в середине XVIII века вблизи реки Узола родился и быстро распространился не имеющий аналогов в народном искусстве донечный промысел с инкрустацией морёным дубом и контурной резьбой.

Донца-прялки в то время были необходимым женским орудием ремесла. Донце служило подставкой для гребня, на который навешивалась льняная кудель, затем вытягивалась тонкая льняная нить. Домашнее ткачество было очень распространено, так как фабричные ткани были дороги и недоступны.

Но интересно рассмотреть само донце как произведение народного искусства. Мы знаем, что оно выполняло ещё функцию украшения дома. После работы гребень вынимался, и донце, богато украшенное резьбой и инкрустацией, помещалось на стену, сама конструкция его была придумана для этого. Оно напоминало вышитое полотенце. Лопасть донца украшалась вставками из морёного дуба и дополнительно контурной и скобчатой резьбой.

Контурная резьба, то есть прорезание ножом по контуру изображения, служила дополнительным элементом украшения донец. Например, ноги коней выполнялись контурной резьбой, в то время как туловище и хвост инкрустацией. Такие элементы композиции как птицы, собачки, гуси, а иногда и кавалеры и барышни, как на донцах Лазаря Мельникова, также выполнены контурной резьбой, но уже с подкраской. В то время для этой цели применялись отвары коры деревьев или сок ягод.

Так как техника инкрустации сложная и трудоёмкая, а спрос на донца возрастал, инкрустация постепенно заменялась контурной резьбой с подкраской. Хотя одновременно продолжали изготавливать донца со вставками из морёного дуба, которые ценились дороже.

Контурная резьба имеет графическую основу и требует художественного вкуса и такта, понимания условности и выразительности изображения, которым в совершенстве владели мастера донечного промысла. Линия – прорезка – основное выразительное средство контурной резьбы. Свободное владение инструментом и врождённый художественный вкус позволяли мастерам создавать на дереве выразительные композиции, а подкраска вносила дополнительную привлекательность донцам. Пользовались подкраской очень тактично. Краски из природных красителей не яркие и поэтому не забивают, а дополняют резьбу.

Контурной резьбой с подкраской украшались также ткацкие станы и особенно набилки, деталь, за которую ткачиха во время работы бралась рукой. На одной из таких набилок, предположительно, работы мастера Лазаря Мельникова или его брата Антона, контурной резьбой с подкраской исполнена центричная композиция (на фото). В центре цветок, обозначающий «древо жизни», по сторонам от него взлетающие птицы, женщины и собачки. Композиция прекрасно вписана в форму набилки и дополнительно уравновешена орнаментальными полосами по краям.

Контурную резьбу с подкраской, начиная примерно с конца XIX века постепенно вытеснила роспись по дереву, взяв многие элементы резьбы, такие как: всадники на лихих конях, барышни в пышных юбках, птицы и необычные цветы – «купавки». Изображения видоизменились в связи с изменением техники, но остались приёмы обобщённой трактовки мотивов и образов. Живописные изделия превзошли графичную более скромную контурную резьбу. К тому же более лёгкое исполнение росписи позволяло увеличить количество и расширить «ассортимент» изделий. Процесс этот был постепенным. На донце Антона Мельникова, которое находится в городецком краеведческом музее можно увидеть: инкрустацию морёным дубом, контурную резьбу и элементы росписи, сделанную ещё неуверенной рукой.

Мастера прошлых веков, известные, но в большинстве безымянные, оставили нам в наследство огромное богатство – прекрасные образцы «глухой» домовой резьбы, пряничной контррельефной и контурной резьбы, которой можно и нужно не только любоваться, но и изучать, сохранять и развивать. Это народное искусство уникальная ценность Городецкой земли.

С.СОКОЛОВ, народный мастер

Категория: Народные промыслы | (2008-Апр-18) | Автор: С.СОКОЛОВ
Просмотров: 1926
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
• Поиск •
• Друзья •
  • Городецкая заваLinkа
  • Волжский перекрёсток
  • Городецкая роспись
  • Городецкий пряник
  • У Кольцова колодца
  • «Городецкий вестник» © 2006–2024 Анализ интернет сайта Goon Каталог сайтов