11 декабря 2010 года, № 137-14337 В школах нашего района есть немало педагогов, беззаветно преданных своей профессии, людей, не мыслящих себя без учеников, истинных представителей этой благородной профессии, значение которой трудно переоценить. И особенно ценно, что любовь к профессии передаётся из поколения в поколение, создаются целые педагогические династии. Представителем такой династии можно смело назвать Ирину Радомировну Молькову, учителя математики школы № 4. Династия Восьмая в роду, посвя-тившая жизнь учительству, до самозабвения любящая свой предмет и передающая эту любовь ученикам, специалист высокого класса, в течение десяти лет работавшая на курсах подготовки в ННГАСУ на базе школы № 4, завуч по УВР, педагог с 30-летним стажем работы — вот лишь небольшой перечень заслуг Ирины Радомировны. Впервые довелось увидеть её на конкурсе «Мой любимый учитель-2010» в ДЦ «Метеор». Сразу поразила презентация – на экране мелькали снимки из семейного архива. Оказалось, что бабушка Ирины Радомировны училась в Смольном институте благородных девиц, а дедушка окончил Казанский университет. После конкурса договорилась о встрече в школе № 4. Прежде всего Ирина Радомировна рассказала о бабушке и дедушке. — Бабушка моя, Софья Фёдоровна Золотницкая, в замужестве Ширунова, дочь православного священника, родилась в 1900 году. Училась в Смольном институте, видела последнего русского царя Николая II. До последних дней (а скончалась она в 89 лет), находилась в полном разуме и даже писала стихи. Дед, Иван Александрович Ширунов (1898 года рождения), выпускник Казанского университета, всю жизнь работал директором школы, был учителем словесности. В Великую Отечественную воевал под Ленинградом, был награждён орденами и медалями. Коснулись семью и репрессии — бабушкина сестра вышла замуж за священника села Красное (Арзамасский район), он был сослан на Соловки и там погиб. Бабушка много рассказывала о своей жизни, о том, какие порядки царили в Смольном институте. «Девочки там носили строгие причёски, одевались очень тщательно. В комнатах жили по несколько человек. И что удивительно — преподаватели к нам, совсем девчонкам, обращались «госпожа такая-то (по фамилии)». И этот статус «госпожи» бабушка пронесла через всю жизнь. Сколько себя помню, бабушка одевалась строго и элегантно — тёмное платье с белым воротничком и платочек в кармашке. Когда я училась в школе, бабушка занималась со мной только русским языком — математику я и так любила. Её жизненный принцип я взяла на вооружение — «не ругать за ошибки, а радоваться успеху». — У меня очень редкое отчество. Бабушка рассказывала — у них с дедом умерли все первые дети. Встретила она как-то человека, служившего вместе с её отцом. Он и говорит: «Что ты всё деток-то хоронишь? Следующего приноси крестить ко мне». После моего отца, наречённого Радомиром, у бабушки было ещё два сына. И все они были очень образованные с высоким уровнем интеллекта. Не менее интересны дед и бабушка со стороны матери. Бабушка, Анастасия Павловна Варнавина, как в известном фильме «Простая история», была в войну председателем колхоза. Дедушка, Викул Осипович, был призван на войну, погиб под Смоленском. Мои родители — Радомир Иванович работал инженером лесного хозяйства в Кировской области, делал карты для министерства, был председателем охотничьего общества, одно время играл в футбол за команду города Горького. Мама, Лидия Викуловна, была бухгалтером. Об отце Ирина Радомировна рассказывала с большой любовью. «Это был необыкновенный человек. Не будучи учителем по профессии, он был учителем по образу жизни. Помню — папа мог разобраться буквально во всём, шил на машинке, мог её починить. В далёком военном детстве, когда его отец (мой дед) ушёл на фронт, папа как старший в семье ходил на охоту, а младшие братья — на рыбалку. А чтобы в школе не ругали, папа всем учителям подшивал валенки. В то время ему было всего 13 лет». — Эта самостоятельность и ответственность не раз помогала в жизни. Однажды в лесу заблудились мальчишки. Радомир Иванович определил место установки источника звука так, что потерявшиеся смогли его услышать и выйти на звук из леса. А леса в Кировской области — настоящая тайга. Счастье в жизни – повстречать УЧИТЕЛЯ — У меня были замеча-тельные учителя. Помню учительницу химии, прошедшую через ужасы блокадного Ленинграда, Анну Ивановну Прозоровскую. Взяла она нас в пятом классе. Сидели на уроке, боясь пошевельнуться, обращалась к нам только на «Вы» и по фамилии. Оценки ставила, невзирая на личности. У меня однажды было по химии шесть пятёрок и одна двойка. Не выучил — получи «два». Счастье в жизни — повстречать таких людей. В институте у меня был педагог, Евгений Степанович Канин, автор книги «Математическая шкатулка». Он учил меня методике математики. «Лучше реши одну задачу пятью способами, чем пять задач одним», — говорил он. Ирине Радомировне посчастливилось учиться на курсах в Нижегородском институте развития образования у Ильи Яковлевича Каплуновича, автора уникальной методики, основанной на доминантной структуре мышления школьников. Эта методика развивает ребёнка без насилия над ним. «Я считаю это настоящим подарком судьбы», — говорит И.Р. Молькова. Влюблённая в математику — То, что я стану учителем математики, я знала с детства. Играла «в школу», уроки учила, объясняя на доске задачки и примеры несуществующим ученикам. Хобби Ирины Радомировны — решение сложных математических задач. — Математика — самая простая наука. Если знаешь законы математики и соблюдаешь их — всё просто. С помощью математики решаются любые вопросы. Математика — это механизация мышления. Мне очень помогают знания в работе завуча. Самоучкой освоила компьютер — это тоже пригодилось. Ребята приходят к Ирине Радомировне даже в каникулы. Кто-то по болезни пропустил материал и теперь навёрстывает упущенное, кто-то не сразу понял объяснение. А кто-то, так же, как и она, нуждается в решении более сложных задач. — Самое главное — построить в голове здание математики, связать воедино обрывочные знания. И тогда будет всё равно — элементарная это математика, или высшая, — говорю я своим ребятам на уроках. А родителям на собраниях — «моя главная цель — влюбить детей в математику, подарить радость успеха», — рассказывает Ирина Радомировна. Повторись в учениках С удовольствием вспоминает она о своих учениках. Андрей Юдин увлекался математикой с пятого класса, он нетрадиционно мыслил и всегда находил самые оригинальные способы решения задач. Теперь он работает программистом в Н. Новгороде. Проникся математикой Сергей Созинов — он стал преподавателем Академии водного транспорта. И, конечно, радуют дети. Старшая дочь Марина окончила сельскохозяйственный институт, отделение «земельный кадастр», составляет карты — пошла по стопам деда. Младшая Настя заканчивает Городецкий педколледж, учится на отделении информатики. — Ирина Радомировна — человек просто незаменимый, педагог от Бога, — говорит директор средней школы № 4 Е.А. Катраева. На неё можно положиться во всём, она как завуч имеет авторитет в педагогическом коллективе, а как математик — любовь и уважение всех её учеников.
|