Воскресенье, 2024-Май-05, 02:18:27

Электронная версия газеты, выходит с мая 2006 года
• К 90-летию газеты •
[2012-Фев-05]
Салов В.М. На 90-летие «Городецкого вестника»
[2012-Янв-12]
«Ни слов, ни души не жалея»
[2011-Ноя-03]

Главная » Статьи » Физкультура и спорт

Под скалой Прометея
19 сентября 2009 года, № 104-14157

В июле этого года группа выпускников и учащихся средней школы № 7 имени Героя России А.А. Крупинова совершила пеший поход через Кавказские горы по территории республики Адыгея. Две недели длилось это путешествие — поездом туда и обратно, семь дней пешком по горам, три дня на море — и незабываемые впечатления на всю жизнь.

Когда в прошлом году мы планировали этот поход, многие не верили, что это возможно — слишком далеко, слишком сложно, слишком дорого. Но вот всё позади, и до сих пор не верится, что мы это сделали!

Наша группа состояла из девяти человек: руководитель — преподаватель ОБЖ школы № 7 Олег Станиславович Ларионов, выпускники школы, а ныне студенты Иван Агапитов, Екатерина Махиня, Мария Махиня и ученики 8–11 классов Ольга Сдобина, Иван Забаранков, Антон Козулин, Валерия Боброва и Саша Ларионов.

Долго выбирали район — всё-таки Кавказ есть Кавказ, как говорится, «горячая точка». Маршрут через Адыгею выбрали не случайно: во-первых, он не очень сложный, рассчитанный на детские группы (а в нашей группе самому младшему недавно исполнилось 13 лет); во-вторых, в этом относительно спокойном регионе много турбаз, и туристические группы встречались очень часто; и, в-третьих, эти места известны своими историческими и природными памятниками. Чего стоит хотя бы тот факт, что, согласно легенде, именно к южному склону горы Фишт, который обрывается отвесной стеной высотой около 500 метров, был прикован Прометей, подаривший людям огонь. И выступы красной породы на скалах — следы его крови и ржавчины от оков.

И вот уже изучены карты, закуплены продукты, упакованы рюкзаки, и мы отправляемся в путь! Погода нас, откровенно говоря, не баловала. Пока ехали в поезде, просто умирали от жары.

17 июля мы прибыли в город Краснодар, дальше — рейсовым автобусом до Майкопа, а оттуда на машинах до посёлка Гузерипль. Наш пеший маршрут начинался по хорошей асфальтированной дороге, которую строят через горы к Чёрному морю, поэтому по ней проезжают в основном грузовые машины. Нас окружала необычайная красота — горные вершины, покрытые снегом, отвесные скалы и яркие цветы.

На второй день нас ждали два довольно тяжёлых перевала — Гузерипль и Армянский, зато вечером мы спустились в долину и вышли к уютному туристическому приюту «Фишт», где нас приняли очень гостеприимно.

Мы знали, что в горах очень быстро собирается дождь, это и подтвердилось на следующий день. Утром мы были обрадованы безоблачным небом и прекрасной погодой, и, воодушевлённые, отправились налегке на радиальный выход — покорять горную вершину. Но к обеду очень быстро из чистого прозрачного воздуха буквально у нас на глазах материализовались очень серьёзные облака, в которых вскоре заурчало и загремело. Дождь не позволил нам совершить запланированное восхождение на вершину Оштена — вторую по высоте гору плато Лого-Наки, высотой 2800 м. Очень было обидно возвращаться, тем более что не дошли каких-то 150–200 метров вверх. Но — безопасность дороже.

Как мы узнали ещё заранее, почти вдоль всего нашего маршрута в далёком 1942 году проходила линия обороны Кавказа, и теперь на каждом горном перевале стоят памятники погибшим советским воинам. Но одно дело — читать о войне в горах, сидя дома за столом, и совсем другое — испытать хотя бы в малой доле на себе, какой это тяжкий труд — просто передвижение по горам с грузом в 15–20 кг за плечами. А уж воевать?! Невольно вспомнился подвиг погибшего в Чеченской республике Героя России Анатолия Крупинова, имя которого носит наша школа.

85 километров пешком от посёлка Гузерипль до Солохаула, пять горных перевалов, самый высокий из которых 2500 метров, шесть ночёвок в горах, бесчисленные ручьи и речушки — это лишь краткая характеристика нашего маршрута. Мы пересекли несколько природных зон — от субтропических лесов до нетающих снегов. Днём мы любовались величественной панорамой Большого Кавказа с покрытыми ледниками вершинами, а ночью — загадочным звёздным небом и разноцветными светлячками. В начале нашего путешествия мы шли по долинам с альпийскими лугами, похожими на картинку с рекламы, а в конце пути — по дороге, пробитой по скальному уступу, окружённой самшитовыми зарослями, где далеко внизу шумела перекатами горная река Шахе.

22 июля, на шестой день пути, мы устроили на берегу Шахе день отдыха. Здесь появилась сотовая связь, поэтому мы уже не чувствовали себя оторванными от цивилизации. Организовали туристскую баню, купались и загорали. Вода в этой реке была уже не такая обжигающе холодная, как выше в горах, а вполне пригодная для купания. Ну а вечером — посиделки у костра, страшные истории, интеллектуальные игры. К счастью, в этом месте сухих дров было много, к тому же мы вышли с территории заповедника, где за несанкционированный костёр можно нарваться на крупные неприятности.

И как награда за все трудности похода — три дня на море! Эх, синее Чёрное море! Солнце, чайки, дельфины, ракушки на память, посещение уникального Волконского дольмена — разве такое забывается? Палатки мы поставили прямо на берегу моря, буквально в 50 метрах от прибоя, хотя ночами многие из нас спали не в палатках, а прямо под звёздами. Но как бы ни было хорошо на море, через два дня всех уже потянуло домой, и мы с нетерпением ждали, когда же под нами вновь застучат колёса железнодорожного вагона.

Быстро летит время. Вот уже целый месяц прошёл, как мы вернулись из этого похода. Опять начались занятия, а мы уже ждём, когда же наступит следующее лето, чтобы опять отправиться в какое-нибудь интересное путешествие.