Воскресенье, 2024-Май-05, 18:11:37

Электронная версия газеты, выходит с мая 2006 года
Приветствую Вас Гость | RSS
• К 90-летию газеты •
[2012-Фев-05]
Салов В.М. На 90-летие «Городецкого вестника»
[2012-Янв-12]
«Ни слов, ни души не жалея»
[2011-Ноя-03]
Верные друзья газеты
• Навигатор •
• Публикации •
В городе нашем [191]
Вопрос–ответ [17]
Здравоохранение [43]
Земляки [209]
К 90-летию газеты [41]
Культура [155]
Краеведение [119]
Литературное творчество [35]
Народные промыслы [47]
О местном самоуправлении [211]
Образование [123]
Правопорядок [106]
Патриотизм [29]
Происшествия [15]
Разное [110]
Социальная жизнь [99]
Физкультура и спорт [107]
Экономика [210]
• Последние выпуски •
[2013-Сен-23][Социальная жизнь]
МФЦ заработает в октябре
[2013-Сен-23][О местном самоуправлении]
С оперативного совещания
[2013-Сен-23][Физкультура и спорт]
Strongman

[Краеведение]
Статистика

Главная » Статьи » Земляки

Сердце отдаю людям
Четверг, 29 апреля 2010 года, № 47-14247

Вот уже более 30 лет я работаю в школе учителем. Оглядываясь назад, прихожу к выводу, что другого пути я не хочу. В моём выборе я обязана замечательным людям, которые оказались рядом со мной и повлияли на выбор моей профессии. Среди них — Павел Степанович Сидорычев.

Желтухинская начальная школа — большое деревянное здание, всего два класса с высокими потолками, большими окнами и большим тёмным длинным коридором, а рядом наш учитель Павел Степанович. Приятный, спокойный голос, добрая улыбка, ласковый, внимательный взгляд. Нам совсем не страшно вдали от родителей, когда рядом с нами наш учитель.

Для нас он был примером во всём. Как воспитывал нас Павел Степанович?! Учитель учит и воспитывает всем своим образом жизни. Деревенские дети вместе со своими родителями пололи огород, ухаживали за скотиной, убирали дрова. В труде мы видели и своего учителя: у них было большое хозяйство (корова, куры, овцы), огород. Каждый день мы встречались с ним не только в школе, но и на выгонке скота, в поле, ходили на колодец за водой. В простой деревенской одежде он ничем не отличался от наших родителей. А утром скромно, аккуратно одетый, с портфелем, Павел Степанович отправлялся в школу, по дороге уважительно здоровался с жителями, а мы присоединялись к нему по пути.

Поражаюсь его трудолюбию и профессионализму, ведь он обучал одновременно два класса: первый и третий, если у нас было чтение, то в другом классе письмо или математика. Если кто-то нарушал дисциплину, его любимыми словами были: «дети, поозорничали и хватит», он умел наказывать, но чаще всего разговаривал по душам, воспитывал словом, убеждением. Он был против физического наказания, никогда не повышал голос на учеников.

Павел Степанович был для нас авторитетом во всём. Он говорил, что закалка деревенского парня, занятия физкультурой, лыжами помогли ему выжить во время войны. Его рассказы о войне мы могли слушать часами. В наших глазах он был героем, его поступки, жизненный путь во время войны закладывали в наших юных сердцах основы патриотизма, любви к Родине. Во время своих рассказов Павел Степанович часто приводил слова «сам погибай, а товарища выручай» — в войну, особенно в плену и в партизанских лесах, иначе было нельзя.

По традиции, после окончания учебного года, мы всей школой отправлялись в поход на речку Белую. Места там очень красивые: купались, отдыхали, готовили обед. Вдруг наш учитель бросается в воду в одежде и на наших глазах спасает ребёнка, которого понесло течением — он был героем не только по рассказам о военном времени.

Прошло время, я закончила педагогический институт имени А.М. Горького и какое-то время работала в Тимирязевской средней школе, где группу продлённого дня вёл Павел Степанович. Я узнала этого человека совершенно с другой стороны. Это был замечательный наставник, внимательный к женщинам, душа коллектива, человек тонкого юмора, а как он читал басни! Четверть века Павел Степанович был депутатом сельского совета, с разными вопросами приходили к нему люди, он находил время выслушать, старался помочь.

В настоящее время, осознавая, что такое война, моё сердце наполняется чувством гордости и печали, страха за то, что пришлось выдержать нашему учителю: Финская война, первые месяцы войны и плен, концлагерь, три побега, три года партизанской войны в Белоруссии. Голод! Какое же надо иметь мужество, силу характера, смелость и смекалку, чтобы всё это выдержать.

Наш учитель был отличным семьянином, любящим отцом, дедом. Воспитал сына и дочь. Всю свою жизнь он посвятил детям, за 48 лет педагогического труда воспитал не одно поколение. Учитель по призванию, по зову сердца и души он с июля по сентябрь 1944 года работал учителем Вязовской школы, когда находился в отпуске после плена.

Учительский труд его не был отмечен правительственными наградами, но главная награда — дети, ученики-преемники, да и просто хорошие люди, трудолюбивые, честные, добрые, каким был он сам. Мой первый учитель был первым учителем и у моей мамы Евдокии Михайловны Утенковой, которой сейчас 82 года. Мудро и хорошо сказано: только учителю дано тысячекратно в детях повториться.

Дело Павла Степановича продолжают дочь Татьяна Павловна Николаева, учитель химии школы №5; внучка Светлана Александровна Русанова, учитель химии школы №7; и мы, его бывшие ученики — Нина Григорьевна Липина (Диденко), Владимир Ефимович Курганников и другие.

Я горжусь, что училась у такого замечательного человека, педагога, героя, награждённого медалями «За боевые заслуги», «За взятие Берлина», «За взятие Вены», «Партизану Великой Отечественной войны», орденом Отечественной войны II степени.

Тамара ОРЕХОВА,
учитель химии школы №4

Категория: Земляки | (2010-Апр-30) | Автор: Тамара ОРЕХОВА
Просмотров: 1210
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
• Поиск •
• Друзья •
  • Городецкая заваLinkа
  • Волжский перекрёсток
  • Городецкая роспись
  • Городецкий пряник
  • У Кольцова колодца
  • «Городецкий вестник» © 2006–2024 Анализ интернет сайта Goon Каталог сайтов