Воскресенье, 2024-Май-05, 14:01:18

Электронная версия газеты, выходит с мая 2006 года
Приветствую Вас Гость | RSS
• К 90-летию газеты •
[2012-Фев-05]
Салов В.М. На 90-летие «Городецкого вестника»
[2012-Янв-12]
«Ни слов, ни души не жалея»
[2011-Ноя-03]
Верные друзья газеты
• Навигатор •
• Публикации •
В городе нашем [191]
Вопрос–ответ [17]
Здравоохранение [43]
Земляки [209]
К 90-летию газеты [41]
Культура [155]
Краеведение [119]
Литературное творчество [35]
Народные промыслы [47]
О местном самоуправлении [211]
Образование [123]
Правопорядок [106]
Патриотизм [29]
Происшествия [15]
Разное [110]
Социальная жизнь [99]
Физкультура и спорт [107]
Экономика [210]
• Последние выпуски •
[2013-Сен-23][Социальная жизнь]
МФЦ заработает в октябре
[2013-Сен-23][О местном самоуправлении]
С оперативного совещания
[2013-Сен-23][Физкультура и спорт]
Strongman

[Краеведение]
Статистика

Главная » Статьи » Земляки

В поисках дома Яхонтова
Суббота, 23 июля 2011 года, № 79-14424


По телеканалу «Культура» 31 января 2011 года был показан новый документальный фильм «Яхонтов» режиссёра Ильи Лайнера.

И ожил на экране Городец

Фильм необычный, построенный на ассоциациях, фильм-монтаж, где всё переплелось: современные съёмки и кадры исторической кинохроники. В нём звучит голос Владимира Яхонтова и фрагменты из его автобиографической книги «Театр одного актёра», мы видим артиста на сцене и в жизни, наполненной светом творчества и трагической, как и жизнь многих великих людей.

В фильме Яхонтов читает Владимира Маяковского, отрывки из «Горя от ума» Грибоедова, «Гамлета» Шекспира, пушкинского «Бориса Годунова»… Мы слышим воспоминания о нём Мандельштама, Мейерхольда, верной спутницы актёра Е. Поповой, отрывки из книги «Владимир Яхонтов» известного литературного критика и исследователя Натальи Крымовой.

Тонкий, глубокий фильм поведал нам о настоящем мастере, к сожалению, ныне полузабытом. И ведь что примечательно: жизнь этого великого человека напрямую связана с Городцом — здесь прошло его детство.

Конечно, мы знали это и раньше, но в фильме городецкой теме отведено важное место. С замиранием сердца мы видим дореволюционный Городец, с его шумом базаров, уникальной росписью и, конечно, волжским берегом, пристанью, затоном… Именно наш город пробудил в маленьком Володе художника. Уже взрослым он признается в своей книге: «Куда бы я ни шёл и где бы я ни жил, моё детство всюду со мной; я ношу его за плечами…».

Человек, создавший свой театр

Бог наградил актёра яркой театральной внешностью. Вот как описывает Яхонтова Ираклий Андроников: «Серые глаза, полные мысли, благородное лицо — спокойное и серьёзное. Очень светлые волосы на пробор, косо ниспадающие на лоб. Безукоризненно одетый, высокий, статный. Несмотря на сутулую приподнятость плеч, неторопливый, сдержанный, скупой на движения… Но в каждом жесте его была какая-то удивительная значительность — не поза, а признак необыкновенного таланта и необыкновенной судьбы. В его манерах и поведении не было ни актёрской свободы, ни актёрского наигрыша.

И всё-таки, даже не зная его, любой сказал бы, что этот человек может быть только актёром. Он читал лучше актёров. И не просто лучше, а совсем по-другому».

Да, он был непревзойдённым чтецом. Тот же Андроников писал, что если бы до нас дошли только его записи пушкинского «Памятника» или «Стихи о советском паспорте», и тогда бы ни у кого не возникло сомнений о великом даровании этого человека и огромной роли, которую он сыграл в искусстве.

Но Яхонтов придумал «литературный монтаж» или «театр одного актёра». Представьте себе сцену, а на ней артиста, который в течение двух и более часов один исполняет перед вами спектакль, который сам же и создал. В свои композиции по Пушкину, Лермонтову, Гоголю, Грибоедову, Маяковскому и другим классикам литературы он включал не только их стихи и прозу, но и документы эпохи, письма, мемуары — и всё это подчинялось единому замыслу. По сути, создавалось новое произведение, новая реальность. Так, например, в композиции «Петербург» органично сочетались отрывки из «Медного всадника» Пушкина, «Шинели» Гоголя и «Бедных людей» Достоевского.

Или другой моноспекталь — «На смерть Ленина», куда органично вошли не только произведения художественной литературы, но и газетные статьи, историко-революционные документы… «Речь должна звучать, как стихи» — творческое кредо Яхонтова.

За свою недолгую жизнь он создал и сыграл интереснейшие программы по произведениям классической литературы: «Евгений Онегин» Пушкина», «Болдинская осень», «Настасья Филипповна» (по роману «Идиот» Достоевского), «Вечер поэзии Лермонтова», «Горе от ума» А.С. Грибоедова», «Да, водевиль есть вещь» и другие. В репертуар Яхонтова входили исторические композиции «Октябрь», «1905 год», «Война», «Цусима».

Популярность актёра была колоссальной. Не зря на первом Всесоюзном конкурсе мастеров художественного слова в 1937 году ему была присуждена первая премия. Таким был человек, которого взрастила городецкая земля. Но умеем мы о нём помнить?

Согласитесь, странная ситуация: об именитых городецких купцах известным краеведом Лидией Андреевной Климовой написана целая книга. Мы хорошо знаем имена мастеров городецкой резьбы и росписи. Но Яхонтов — величина всероссийская, о нём можно прочесть в Большой советской энциклопедии, в Российском энциклопедическом словаре, не говоря уже о специальных изданиях. Наконец, в серии «Жизнь в искусстве» выпущена великолепная, объёмная, снабжённая фотографиями книга Натальи Анатольевны Крымовой «Владимир Яхонтов» (она, кстати, есть в Городецкой центральной библиотеке). Прочтите — не пожалеете, ибо книга написана умным, тонким, эмоциональным автором и читается как увлекательный роман, где подробно, ярко описывается жизнь актёра

«Я люблю вспоминать о детстве»

Владимир Николаевич Яхонтов (1899–1945) родился в городе Седлеце (Польша) в семье контролёра акцизного управления Николая Ивановича Яхонтова. Мама актёра, красавица Наталья Ильинична Крыжановская, была вывезена отцом из Варшавы. Из маленького Седлеца семья переехала в провинциальное село Городец Нижегородской губернии.

В восьмидесятых годах девятнадцатого столетия в Городце жил дед актёра Иван Яхонтов, по воспоминаниям старожилов, протоиерей Троицкого собора (правда, автор этих строк, пролистав книги собора конца XIX – начала XX века, где регистрировались таинства крещения, венчания и отпевания, имени протоиерея Ивана Яхонтова не встретила). Тем не менее, известно, что это был человек по-своему незаурядный. Выходец из бедных, он выносил помои в трактире и получал за это три рубля в месяц, но выучился на священника. Добрую память о себе священник Иван Яхонтов оставил у жителей Нижней Слободы, пожертвовав собственные денежные средства на устройство школы (училища) для детей.

А ещё был у него необыкновенно красивый голос. Прослышали об этом нижегородские купцы и переманили к себе в Нижний. С годами стал Иван Яхонтов протоиереем Ярмарочного собора.

Что касается его сына, Николая Ивановича, отца актёра, то это был человек нерешительный и зависимый — от влиятельного отца, от вечных долгов, от жены-красавицы…

С Натальей Ильиничной он не знал ни минуты покоя: у супруги всегда были поклонники. Однажды в Городце дело дошло даже до дуэли, и это было чрезвычайное событие для глухого села. Как-то заехал в богатый промыслами Городец один англичанин (хотел прикупить товару) да так пленился очаровательной женой акцизного контролёра, что стрелялся с её супругом. Правда, пистолеты оказались неисправными, соперники разошлись, пожав друг другу руки, но семейная жизнь всё-таки дала трещину…

«Моя мать недолго гуляла в своём коротеньком фраке с золотыми пуговицами по скромным улицам нашего села, — напишет потом Владимир Яхонтов в своей автобиографической книге «Театр одного актёра». — Укладывались жёлтые лубяные картонки: она уезжала в Варшаву, уезжала навсегда…

На пристани стояли я и папа. Мама махала зонтиком… Потом остался запах смолы, скрип пристани, плеск воды и друг — Жан-Вальжан. Больше друзей не было.

Горизонт — сложное восприятие и не познаётся учебником географии. Я смотрел туда, где рос душистый шиповник, где, мне представлялось, должна быть Варшава, и клялся в любви к моей варшавянке, заблудившейся в русских васильках… Молились оба, я и отец, русскому Богу, чтобы он сказал там этой женщине, что нехорошо забывать русского чиновника и бросать русского сына».

Со временем страсти улягутся, Наталья Ильинична сначала из Варшавы, а потом из Москвы, где она поселится в 1914 году, будет по-своему следить за тем, как растёт и взрослеет её сын, участвовать в его судьбе. И всё-таки ощущение сиротства останется у Володи на всю жизнь…
Категория: Земляки | (2011-Авг-01) | Автор: Нина ДМИТРИЕВСКАЯ
Просмотров: 1292 | Комментарии: 1
Всего комментариев: 1
1 Tatianalnn  
0
Яхонтов Иван Васильевич
№ в базе 1354
Датировка док-та 1916 г.
Выходные данные Ф570 о559 д130 л29об
Фамилия Яхонтов
Имя Отчество Иван Васильевич
Предполагаемые
фамилии
Должность, сан Протоиерей
Год рождения - смерти 1837 г.р.
Происхождение Псаломщика сын
Отец г.Арзамас
Братья, сестры Елизавета 1851г.р.
АТД
Место жительства Нижний Новгород
Благочиния, церкви Александро-Невского собора
Жена Аполлинария Матвеевна 1844 г.р.
Дети Николай 28 мая 1867 г.р.- служ, окончил мужскую гимназию София
1868г.р
Образование (год НДС
окончания, куда
выбыл)
Награды Сан прот. 1896, Владим 4 ст 1911, Анны 2ст 1906, Анны 3ст 1901

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
• Поиск •
• Друзья •
  • Городецкая заваLinkа
  • Волжский перекрёсток
  • Городецкая роспись
  • Городецкий пряник
  • У Кольцова колодца
  • «Городецкий вестник» © 2006–2024 Анализ интернет сайта Goon Каталог сайтов