Четверг, 7 февраля 2013 года, № 14-14652
Как правило, икона живёт дольше человека, но и её жизненный век ограничен. Пыль, влага, перемена температур делают своё чёрное дело: дерево деформируется, рассыхается, икона темнеет, изображение порой и вовсе утрачивается. Икона больна, её нужно лечить, а это умеют только «узкие специалисты» — реставраторы.
Однако знания у этих людей должны быть необычайно широкими: хороший реставратор в своей работе одновременно и художник, и историк, и химик, и биолог. Ну, и конечно, врач — у него даже и инструменты и приспособления докторские: скальпель, пинцет, рентген…
Уникальная работа вылечивания даже небольшой иконы предполагает многотысячную оплату. Но, как говорится, не имей сто рублей…
Вот уже почти 15 лет сотрудники Городецкого историко-художественного музейного комплекса дружат с преподавателями Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Студенты этого вуза не раз проходили практику в Городце, писали портреты наших земляков. А ещё они реставрировали картины и иконы (заметим, что наш музейный комплекс имеет довольно ценную коллекцию и тех, и других). Начиная с 2000 года отреставрировано более 80 живописных произведений, и сделано это почти бесплатно.
Иконы, наиболее удачно отреставрированные во время практики 2012 года, можно увидеть сегодня в музейном зале на первом этаже. «Спас Нерукотворный», икона Божией Матери «Знамение», «Лествица», «Соловецкие чудотворцы Зосима, Савватий и Александр Свирский», «Спас Вседержитель», «Не рыдай Мене, Мати»… Многие из икон возвращены к жизни практически из небытия, и сделали это под руководством преподавателей академии З.А. Захаровой и М.С. Бережной студентки-реставраторы А. Абашкина, А. Захаренкова, А. Морозова, О. Джанкулиева, Т. Коваленко и другие.
— В общем-то обычные девочки, которые приехали учиться в академию из разных уголков страны, кто-то, может быть, из такого же маленького городка, как наш Городец, — рассказывает заместитель директора музейного комплекса по фондовой работе Наталья Николаевна Лукошкина. — Конечно, все они очень способные. Впрочем, талант в реставрации — не единственное необходимое качество. Нужна необыкновенная усидчивость, терпение, особый склад характера и душевный настрой. Прошедшим летом студентки-практикантки провели огромную работу: несколько десятков икон подготовили к экспозиции или законсервировали, то есть сделали всё, чтобы исключить дальнейшее разрушение.
На выставке можно увидеть иконы, особо чтимые в Городце. Вот, например, образ Пресвятой Богородицы «Фёдоровская» (XIX в.). Когда эту икону принёс в музей один мужчина, сотрудники даже не хотели её брать: мало того, что изображение покрылось чёрной плесенью, на иконе явно были видны следы пожара. Однако это не испугало реставраторов: на фотографиях, представленных тут же, на выставке, мы видим, как шла кропотливая, неспешная работа, как иконе постепенно возвращался прежний облик.
А вот ещё один дорогой городчанам образ — Александра Невского. Долгое время из-за плохой сохранности икону не выставляли: вместо фигур на ней просматривались лишь какие-то силуэты, невозможно было разобрать тонкие, словно паутина, надписи. Но вот за дело взялась студентка академии Оля Джанкулиева, бережно раскрыла красочный слой, очистила его от пыли и копоти, и мы увидели лик святого благоверного князя, написанный когда-то иконописцем яркими, сочными красками.
В зале с иконами всегда особая благодать. Ведь не одно поколение молилось перед этими образами, доверяя самое сокровенное, прося защиты. Здесь особенно чувствуется единение с нашими предками, завещавшими нам великую православную культуру, которую надо изучать, беречь и всеми силами восстанавливать не только для себя — для наших детей и внуков.
|