Суббота, 2024-Май-18, 19:57:07

Электронная версия газеты, выходит с мая 2006 года
Приветствую Вас Гость | RSS
• К 90-летию газеты •
[2012-Фев-05]
Салов В.М. На 90-летие «Городецкого вестника»
[2012-Янв-12]
«Ни слов, ни души не жалея»
[2011-Ноя-03]
Верные друзья газеты
• Навигатор •
• Публикации •
В городе нашем [191]
Вопрос–ответ [17]
Здравоохранение [43]
Земляки [209]
К 90-летию газеты [41]
Культура [155]
Краеведение [119]
Литературное творчество [35]
Народные промыслы [47]
О местном самоуправлении [211]
Образование [123]
Правопорядок [106]
Патриотизм [29]
Происшествия [15]
Разное [110]
Социальная жизнь [99]
Физкультура и спорт [107]
Экономика [210]
• Последние выпуски •
[2013-Сен-23][Социальная жизнь]
МФЦ заработает в октябре
[2013-Сен-23][О местном самоуправлении]
С оперативного совещания
[2013-Сен-23][Физкультура и спорт]
Strongman

[Краеведение]
Статистика

Главная » Статьи » Образование

Будущее сельской школы – будущее села

Четверг, 1 марта 2007 года, № 23-13780


Что такое сельская школа? Это центр притяжения детей и взрослых, это очаг культуры на селе, это тропинка, с которой начинается жизнь каждого жителя сельской местности. Будут в жизни другие университеты, но основы знаний и личности закладывает школа.


Все чаще слышатся разговоры о том, что реорганизация сельской школы неизбежна, в связи с неблагоприятной демографической ситуацией. Обсудить будущее сельских школ нашего района собрались за «круглым столом» редакции «Городецкого вестника» начальник управления образования и молодежной политики района В.И.Полозова, гл.специалист УО и МП М.Л.Федорова, директора Воронинской и Смиркинской школ, получивших миллионные гранты в рамках приоритетного национального проекта «Образование», Л.С.Сидоркина и О.Н. Волгунова, директор Тимирязевской средней школы Т.Н.Малышева, глава Ковригинской сельской администрации П.А.Иванов, и.о.главы Федуринской сельской администрации И.М.Волкова. Начала разговор начальник управления образования.


В.И.Полозова. В Городецком районе 29 школ, из них 15 сельских, что составляет 52%. Обучается в сельских школах 1550 учащихся или 19% от общего количества детей. Средняя наполняемость классов в сельских школах 11 человек.


В течение трех последних лет число детей в сельских школах сократилось на 284 человека. Стоимость содержания в школе одного ребенка в год по району составляет 20231 рубль, в городе – 13507 рублей, на селе – 42065 рублей, почти в 3 раза выше, чем в Городце и Заволжье.


Нельзя сказать, что сельская школа оставлена без внимания. Принят ряд нормативно-правовых актов, которые сохраняют социальные гарантии обучающихся и педагогов, например, закон Нижегородской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилья, отопления, освещения»; нормативно-правовая база в области оплаты труда работников учреждений образования, позволяющая сохранить на территории Нижегородской области увеличение ставок специалистам, работающим в учреждениях образования, расположенных в сельской местности, на 25%, увеличение ставок за наличие квалификационной категории.


Все это пока сохраняется, но цифры по содержанию ребенка в год говорят сами за себя. Наполняемость сельских школ маленькая, и это будет отражаться на материальном положении сельских школ при подушевом финансировании. Продолжаются процессы сокращения численности работников школ, старения педагогов.


М.Л.Федорова. Мне хочется добавить, что сельские школы в нашем районе свою задачу выполняют на «отлично». Хороший уровень воспитания и образования объединяет все сельские школы. В то же время в каждой есть своя особенность: Строчковская школа выбрала экологическое направление, Краснораменская – работу с землей, тепличное хозяйство, Ильинская – тракторное дело. Обучение в сельской школе дороже, но, я бы сказала, оно того стоит.


Л.С.Сидоркина. Когда мы участвовали в конкурсе школ в рамках национального проекта «Образование», подсчитывали содержание ребенка в нашей школе в год. Цифры, конечно, впечатляют. Мы попробовали себе помочь, участвуя в конкурсе. Все получилось, мы выиграли 1000000 рублей.


Но победа в конкурсе – не результат единовременной акции, а следствие многолетней, кропотливой работы коллектива. На сегодняшний день в нашей школе 62 ученика, в этом году мы впервые не набрали первый класс. Это нас очень беспокоит, но педагогический коллектив ставит целью дойти до каждого ученика, помочь им адаптироваться в обществе, найти свое дело. Именно эта задача поставлена в программе школы. И, я думаю, нам это удается, судя по результатам: все выпускники 2006 года поступили в вузы Нижнего Новгорода на бюджетной основе, и каждый год наши выпускники показывают качественные знания на районных и областных олимпиадах, оказываются вполне конкурентоспособными при поступлении в высшие учебные заведения.


Недавно я была участницей семинара по проблемам сельских школ в Москве. Горько было слышать, что 5000 сельских школ будет закрыто в 2007 году.


О.Н.Волгунова. Проблемы нашей Смиркинской школы и Воронинской очень похожи. У нас учится 68 человек. Не стоит повторяться, что и наша школа дает качественные знания. В 2006 году пять ребят закончили ее с медалями, почти все выпускники поступили в вузы на бюджетной основе. Мы следим за их дальнейшей учебой, все они учатся прекрасно.


Дополнить Людмилу Степановну мне хочется тем, что в кругу социально-культурных учреждений села школа занимает главное место. Вся жизнь теплится вокруг школы. К сожалению, из села уезжает молодежь. Хозяйство в Смиркино слабое, зарплаты низкие. Молодые ищут лучшего. Но пока школа есть, жизнь на селе видна. И при условии экономического изменения положения хозяйства многие наши выпускники пожелают жить в родном селе, и не последнюю роль в этом решении сыграет школа, т.к. мы с детского сада стараемся привить детям любовь к родной земле, к народным промыслам, традициям. Я думаю, что не всегда и не все можно измерять экономической выгодой. Пока живет школа – живет село.


Т.Н.Малышева. Время заставляет нас думать о том, как сохранить школу, повысить ее рейтинг. Тимирязевская школа находится в другой ситуации, нежели Воронинская и Смиркинская. Рядом с нашим поселком два города – Городец и Заволжье, где немало профессиональных учебных заведений. Родители наших учащихся стремятся раньше определить профессию для ребенка, и после 9 класса подталкивают ребят к поступлению в техникумы. Порой даже из двух девятых нам с трудом удается набрать один десятый класс. Чтобы сохранить школу как среднюю, удовлетворить запросы учащихся и родителей в профессиональном образовании, мы разработали программу профильного обучения, которая объединила три школы – Тимирязевскую, Федуринскую и Ковригинскую. Суть нашей программы в том, что старшеклассники выбирают профиль обучения: социально-экономический (Тимирязевская), информатика и информационные технологии (Ковригинская), технология и природопользование (Федуринская). Обучение построено таким образом, что 4 дня ребята занимаются в своих школах, а на 2 дня мы обмениваемся детьми. Возможно это стало благодаря тому, что у школ есть транспорт. В прошлом году автобус получила Тимирязевская школа, нынче – Федуринская…


В.И.Полозова. А в следующем году получит Ковригинская (гул одобрения).


Т.Н.Малышева. Система эта затратная, хлопотная, но есть результаты. В этом году мы набрали в 10 класс в 2 раза больше учащихся, чем в прошлом. В 2006 году наш ученик стал победителем районной олимпиады по химии. Обучался химии он в Федуринской школе, т.е. программа профильного обучения помогла ребенку реализовать свои способности.


В нашей школе нет проблем с контингентом учащихся (детсад полный). Средний возраст учителей 38 лет, коллектив на творческом подъеме. Но застаиваться у нас возможности нет. Чтобы жила сельская школа, нужно постоянно совершенствоваться, изучать потребности общества и удовлетворять их, иначе близость к городу тоже может способствовать закрытию школы.


П.А.Иванов. То, о чем говорится сейчас за «круглым столом», тревожит не только директоров школ. Это боль глав сельских администраций. И мы видим эту проблему глубже. Закрытие сельской школы будет являться следствием неправильной сельскохозяйственной политики властей всех уровней. Сельские проблемы должны решаться в комплексе. Я вижу, что для сельчанина родное село стало только местом жительства, поскольку здесь квартира или дом, а работу он ищет уже в городе. На пальцах можно сосчитать потомственных механизаторов, доярок, полеводов, что продолжают трудиться в наших хозяйствах: ТНВ «Мир», «Узольские ключи». Кадровые проблемы хозяйства решают пока с помощью переселенцев из других областей, где сельское хозяйство совсем упало. А хотелось бы, чтоб руководители хозяйств бывали в школе, предлагали ребятам работу с хорошей оплатой, на хорошей технике. Вот тогда можно будет говорить о развитии села, о сельской молодежи. Сегодня мы констатируем и такие факты, что выпускники сельхозакадемии, учившиеся по направлениям, оказываются невостребованными в своих хозяйствах.


Как глава Ковригинской сельской администрации, я вижу, что одна проблема не решается без другой. Пока детсад у нас переполнен, в школе проблем с наполняемостью нет, но молодежь уходит работать в город и будет стараться в городе решить свои жилищные и другие проблемы. Надо поезд разворачивать, пока он еще не ушел.


Нынче я предлагаю в программу профильного обучения наших трех школ включить тракторное дело, хотя бы потому, что человек, рожденный в деревне, должен знать азы хлеборобского труда.


И.М.Волкова. Абсолютно согласна с Павлом Анатольевичем. Молодежь можно задержать на селе, создавая хорошие условия жизни и работы. Но на каждой территории необходимо учитывать ее особенности. У нас в Федурине слабое сельхозпредприятие, безусловно, нужны средства для вложения в него. Но нельзя забывать, что лишь небольшая часть населения работает в сельском хозяйстве. Наша территория – зона отдыха, где турбазы, кемпинги растут как грибы после дождя и для обслуживания их нужны строители, медики, повара, официанты, парикмахеры, культработники. Откуда они возьмутся? Прежде всего из местных жителей. И мы должны ориентировать детей на востребованные специальности. Социальный заказ должен выстраиваться сейчас. В этом я вижу одну из задач местной власти. И, конечно, роль школы в этом, и в жизни села вообще, трудно переоценить.


Хочется, чтобы в нашей местности развивался туризм не только спортивный, но и исторический. У нас есть свои святыни, источники, богатая история. Все это ждет своего часа. А зарождается интерес к истории малой родины в школе. Так что какой стороны жизни ни коснись – все начинается со школы. Однозначно, сельской школе надо жить.


В.И.Полозова. На этот счет у всех мнение единое – сельская школа должна и будет жить. Но она должна давать детям качественное образование, выпускники ее должны быть конкурентоспособны при поступлении в высшие и средние специальные учебные заведения. Она является социокультурным центром на селе и эта ее функция имеет огромное значение для сельских жителей.


В Городецком районе пока не стоит вопрос о закрытии хотя бы одного учебного заведения. Но если это коснется и нашего района – будем отстаивать сельские школы. Возможно, некоторые изменят статус, но постараемся не потерять материальную базу школ, сохранить кадры, традиции. Сейчас мы видим первые положительные изменения государственной политики в области сельского хозяйства. Будем надеяться, что приоритеты национальных проектов обозначены надолго. Будет село – будет жить сельская школа.


Подготовила Наталья ВАЛЕНКО
Категория: Образование | (2007-Мар-02) | Автор: Наталья ВАЛЕНКО
Просмотров: 2230
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
• Поиск •
• Друзья •
  • Городецкая заваLinkа
  • Волжский перекрёсток
  • Городецкая роспись
  • Городецкий пряник
  • У Кольцова колодца
  • «Городецкий вестник» © 2006–2024 Анализ интернет сайта Goon Каталог сайтов