Четверг, 21 сентября 2006 года, № 107-13715 В девяностые годы прошлого века заниматься льноводством в России вдруг стало невыгодно. И Городецкий льнозавод постепенно хирел, а потом окончательно закрылся. Несколько лет производство стояло. В 2003 году оно было приватизировано. Сейчас владельцев трое, один из них – москвич. Нынешний директор В.А.Царегородцев пришел на завод в конце 2004 года. Приехал из Кировской области, где тоже был директором льнозавода. Уже подъезжая к предприятию, видишь, что оно живет. Территория обнесена новым забором, новые крыши на производственных цехах, следы обновления на фасадах. – Когда я сюда приехал, на заводе не было ни тепла, ни света, – рассказывает Владимир Аркадьевич. – Новые хозяева вложили несколько миллионов в реконструкцию. Начали ремонт цехов, бытовых помещений, переоборудование котельной. Прошлую зиму уже жили с теплом. В цехе сухой обработки льнотресты сохранилось оборудование. На нем и работаем. Производим длинное и короткое волокно. Сырье закупаем в других районах, так как в Городецком районе лен не сеют. Но, – признался директор, – льноволокно нас не кормит. Слишком дешево его покупают. Кормит нас производство ватина – холсто-прошивного льняного полотна. Вместе с директором идем в цеха. Бывший мочильный цех, где стояли огромные ванны для мочки льносоломки, не узнать. Пол зацементирован. Стоит оборудование, приобретенное на разорившемся Нижегородском льнокомбинате. Кстати, и работники с него теперь трудятся здесь. Их ежедневно возят из Нижнего Новгорода на газели. В цехе из отходов льноволокна производят ватин, прошивают его хлопчатобумажными нитками, наматывают в рулоны. В неделю вырабатывают 1000 п.м. ватина. Сбыт этой продукции пока есть, его берут мебельщики, строители. Производят здесь также из отходов паклю. Ее пакуют в мешки, но уже установлена машина, которая будет готовить из пакли узкие рулончики, которые можно будет прямо развертывать и настилать на бревна при строительстве домов. – У нас есть два пути развития, – говорит В.А.Царегородцев. – Первый – наращивать производство ватина, второй – осваивать производство заменителя хлопка – модифицированного льна. Химико-технологическим путем распушить лен, отбелить. Вот посмотрите образцы. Из такого льна уже пробовали выпускать смесовые ткани. Оборудование уже стоит, тоже купили на льнокомбинате. Монтируем своими силами вентиляцию в цехе. Ремонтируем бытовки. Но, конечно, есть проблемы с финансами. В конце сентября наш московский инвестор обещал взять крупный кредит, его мы планируем использовать для запуска производства модифицированного льна и завершения реконструкции котельной. Зашли в котельную. Здесь побелены стены, отремонтирован пол. Котельная раньше работала на мазуте, но это очень невыгодно. Сейчас в рабочем состоянии находится угольный котел, заканчивается монтаж котла, который будет работать на отходах переработки льна – костре. А есть в перспективе два котла, которые можно будет переоборудовать на газовые. Но это отдаленная проблема, решать ее надо вместе с газификацией поселка Узольский. Итак, перспективы у завода есть. Пока здесь работают 30 человек, частично свои, поселковые, частично – нижегородцы. Если производство будет расширяться, потребуются еще работники. Но, конечно, не помешала бы заводу помощь со стороны местных и областных властей. У завода нет транспорта для доставки сырья. Не помешали бы налоговые льготы на какое-то время. Ведь производство возрождается, можно сказать, из мертвых. А если будет жить успешно завод, может и городецкие хозяйства снова рискнут сеять лен, который когда-то называли северным шелком. В Белоруссии, где сельское хозяйство пользуется поддержкой государства, строятся новые льнозаводы. Вот оттуда, а также из Бельгии везут льноволокно на немногие уцелевшие льнокомбинаты. И, конечно, конкурировать с ними скромному Городецкому льнозаводу трудно. Но хорошо уже то, что здесь ищут свою нишу в нашей перекошенной экономике.
|