Суббота, 5 января 2008 года, № 1-13906 Самый древний из сохранившихся в Городце храмов (в честь Архистратига Михаила) заметно преобразился к своему 300-летию. Была сделана роспись алтаря, начата роспись свода и стен церкви. Ведут работы художники иконописной мастерской ТД «Городецкая роспись» под руководством Н.Н.Карасёва. — Николай Николаевич, в вашей мастер-ской работают в основном женщины, как же вы расписывали алтарь и решились взяться за такую огромную работу, как роспись храма? — Православная традиция предполагает, что иконописью занимаются исключительно мужчины. Но для этого мало владеть кистью, надо быть верующим человеком, не злоупотреблять спиртным, не курить, регулярно исповедоваться и посещать храм. Мужчин таких пока не находится, поэтому в нашей мастерской по благословению церкви работают женщины. Алтарь церкви Михаила Архангела был первой нашей работой, делали её мы три года назад. Женщины расписывали его с благословения отца Иоанна. Освящали алтарь уже расписанным, так что художницы на свою работу теперь могут взглянуть только через царские врата. — Сохранились какие-то фрагменты, фотографии или описание прежней росписи церкви или вам пришлось творить самим? — К сожалению, ни единого кусочка старых фресок не сохранилось. Если б осталось хоть что-нибудь, что можно было бы взять за образец, мы считали бы своим долгом писать в той же манере и цветовой гамме. Но, увы, под масляной краской, которой были покрашены стены, не сохранилось ничего. Нам пришлось самим выбирать манеру письма, а цветовую гамму согласовывали со священником. Прежде чем приступить к работе, мы посмотрели много церквей, перечитали кучу книг о различных школах стеновой росписи, о стилевых особенностях разных эпох. В иконописи и в росписи храма мы придерживаемся древнерусской школы XIV-XV веков. Это время наивысшего расцвета русской иконописи, когда влияние запада ещё не ощущалось. К тому же этот период близок к основанию храма, следовательно, можно предположить, что именно в этой манере он был расписан. — Какие сюжеты и образы святых вы изображали? — Выдумывать нам ничего не надо было, т.к. существуют каноны росписи православного храма. В книге "Ерминия" XVI века даны наставления, что и в какой последовательности должно изображать в церквах. На куполе мы изобразили пророков. Напротив иконостаса — большая икона: 73 образа российских новомучеников. На южной стороне — новомученики земли Нижегородской, святитель Фаддей, Дивеевские матушки, а на северной — первомученики российские, в том числе святые Борис и Глеб и покровитель земли городецкой святой благоверный князь Александр Невский. Его мы написали и как князя и как схимника, поскольку схиму он принял в Городце.
|