Суббота, 16 февраля 2008 года, № 18-13923 Мы уже сообщали о том, что с 27 января по 2 февраля в Москве проходили ХVI Международные Рождественские образовательные чтения, на которых побывала большая делегация Городецкого района – руководители и представители администрации, учреждений образования и культуры, настоятели храмов, директора воскресных школ и преподаватели гимназий. Поездка, организованная Нижегородской епархией, Городецким благочинием, администрациями района и г. Городца, наверняка оставила добрый след в сердцах её участников. В ней всё было продумано, всё получилось, и в этом немалая заслуга Светланы Валерьевны Головацкой, помощницы благочинного Городецкого округа о. Алексия, на плечи которой легли заботы о группе. Скажем прямо: всем нам несказанно повезло. Кроме пленарных заседаний в Государственном Кремлёвском Дворце, мы побывали на торжественном богослужении в храме Христа Спасителя, а также в Покровском монастыре, где покоится рака с мощами святой блаженной Матроны Московской. «Вера обогащает душу и укрепляет дух» Статистике известно многое. По данным исследований, с каждым годом в храмы приходит всё больше людей. За последние два десятилетия верующий человек в России помолодел на 20 лет: если в середине 80-х годов средний возраст верующих был равен 62-63 годам, то сейчас 44-45 лет. И всё же большинство россиян не имеет глубоких познаний в вере, а лишь придерживается внешней, обрядовой её стороны; мало кто ведёт по-настоящему православный образ жизни. Нельзя проделать дневной путь за минуту – то, что разрушалось десятилетиями, не восстановить за год. Нам всегда говорили, что верить или не верить – личный выбор человека, в государстве провозглашалась свобода совести. Только вот проблема в том, что сама совесть сегодня разрушена – и это необычайно опасно для общества. Ведь если нет жизни вечной, то в этой, земной, всё позволено... Хорошо, что люди поняли пагубность этого пути. «В России происходит уникальное явление: мы оттаяли после заморозки в этом атеистическом революционном проекте и затосковали по традиционным ценностям, – сказала в своём выступлении на Чтениях Наталья Алексеевна Нарочницкая, доктор исторических наук, депутат Государственной Думы четвёртого созыва. – России нужна модернизация – кто же спорит? Но модернизация без вестернизации». «Православные ценности и современное образование» – главная тема XVI Рождественских чтений. Доклады пленарных заседаний – а выступали известные представители государственной власти, Русской Православной Церкви, образования, культуры – были необычайно интересными. Ведь обсуждались не только вопросы воспитания и образования – говорилось о путях развития России, всего человечества. Вёл чтения митрополит Калужский и Боровский Климент, управляющий делами Московской Патриархии. В своём выступлении, доказывая необходимость преподавания основ православной культуры в рамках обязательного школьного курса «Духовно-нравственная культура», он отметил: «Если кто-то из родителей не хочет, чтобы их дети изучали православную культуру, им следует предложить общий культурологический курс. Преподавание основ православной культуры поможет ребёнку научиться уважать право своего соседа по парте быть другим, а самому быть православным». Споры о преподавании основ православной культуры в общеобразовательной школе давние, они не утихают и сегодня. Как преподавать этот предмет, не нарушая конституционных норм нашей многонациональной страны? Кто должен преподавать – священник или специально подготовленный педагог? Где взять таких учителей? Вопросы, вопросы, вопросы... Однако с тем, что наше образование нуждается в реформировании, уже не спорит никто. Государственная Дума проголосовала в третьем чтении за законопроект, в котором впервые оговаривается как одна из задач образования формирование духовно-нравственной личности. Без этого у нашей страны просто нет будущего. Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, председатель отдела внешних церковных связей Московского Патриархата (многие знают владыку как ведущего воскресной программы «Слово пастыря»), в своём ярком выступлении на Чтениях говорил о тяжелейшем нравственном состоянии, в котором находится современное общество. «Эта эпоха сформировала целое поколение людей, не способных отличить добро от зла, – сказал владыка. – В рамках закона можно делать всё, что угодно: разрешено всё, что не запрещено. На Западе работает колоссальная машина по пропаганде того, что гомосексуализм не менее законен, чем таинство брака. Утрачены понятия правды и лжи – всё становится относительным, всё зависит от выбора человека. Задача Церкви – передавать из поколения в поколение ту нравственную систему ценностей, которую Бог вложил в природу людей. Будут утрачены эти ценности – общество погибнет». «Все прогрессы реакционны, если рушится человек» Нравственные ценности… О них долгие годы почти не говорили. Говорили о проблеме бедности, о колоссальном разрыве в уровне доходов между бедными и богатыми, о низкой продолжительности жизни, о потере Россией статуса великой державы. Теперь Россия подымается с колен, прогресс в экономике, международной жизни реален. Вместе с тем, как отметил в своём выступлении на форуме президент Российской академии образования Н.Д. Никандров, «мы гордимся тем, что было достигнуто давно – победами в Великой Отечественной войне, достижениями культуры, и мы стыдимся эпохи лихих девяностых больше, чем любой другой эпохи в истории нашей Родины». Не меньше, чем в экономике, страна понесла потери в нравственной области. Была попытка не только быстро и жёстко ввести рыночные принципы в экономику, что, вообще говоря, назрело давно, но и положить их в основу всего народного бытия. И страна сразу почувствовала рост преступности, сокращение продолжительности жизни, потерю общего уровня культуры, уменьшение интереса к получению системного образования. Николай Дмитриевич напомнил высказывание русского философа Ивана Ильина: «Образование без воспитания есть дело ложное и опасное. Оно создаёт напористых карьеристов, оно поощряет в человеке волка». Опора только на индивидуализм, расчёт, конкуренцию, приобретательство, которые проповедуются и сегодня, уже доказало свою разрушительность и бесперспективность. Соборность, взаимопомощь, коллективизм – великие ценности на все времена. Они помогли нам противостоять фашизму, между тем как католическая Европа фашизму противостоять не смогла. Начало всех начал Воспитание человека начинается с колыбели, с семьи. На Чтениях много говорилось о культе семьи, о том, что надо сделать всё, чтобы воспитание в семье и школе не противоречили друг другу. Об объявленном Годе семьи, о новых семейных формах устройства детей-сирот рассказал на Чтениях министр образования и науки РФ А.А. Фурсенко. Полномочный представитель Президента РФ в Приволжском федеральном округе А.В. Коновалов посвятил своё выступление теме формирования семейных ценностей, традиций у молодого поколения и возрождению культа многодетной семьи. Мы видим, как в результате государственных мер поддержки повышается рождаемость, однако не так быстро, как бы нам всем хотелось. И всё же трудно, практически невозможно создавать в стране культ семьи, когда вся развлекательная индустрия, глянцевые журналы, молодёжные телевизионные программы направлены на пропаганду противоположного: быструю и бездумную смену партнёров, получение физического наслаждения. Между тем крепкая семья, воспитание детей всегда предполагает большой труд и ответственность. «Учитель, перед именем твоим...» Родитель и учитель… Для ребёнка очень важно, чтобы и в семье, и в школе понятия добра и зла, правды и лжи давались бы как единая система. Можно создать самые прогрессивные образовательные и педагогические теории, но, в конечном счёте, всё упирается в личность учителя. Духовно-нравственный подход сегодня требуется в преподавании всех предметов – не только основ православной культуры, а значит, меняются требования к учителю. Председатель Российского детского фонда, известный писатель Альберт Лиханов рассказал о своей первой учительнице Апполинарии Николаевне Тепляшиной, которой он посвятил свою повесть «Крёстная». Ещё будучи учительницей церковно-приходской школы в дореволюционной Вятке, Апполинария Николаевна пользовалась неизменным авторитетом и любовью. Во время войны она, как могла, берегла здоровье детишек: каждый день в школе начинался для ребёнка с кружечки хвойного отвара, заботливо приготовленного Апполинарией Николаевной. Она ходила вместе с почтальонкой по домам, когда та несла похоронки, чтобы хоть частично взять на себя чужое горе. У неё не было семьи – семьёй стала школа, дети. Писатель побывал у своей учительницы накануне её ухода, когда ей было уже 96 лет. «Я часто просыпаюсь от страха, что не успела проверить ваши тетради», – сказала она ему. Российский детский фонд вместе с властями Кировской области учредил премию для учителей начальных классов с вручением нагрудного знака, где отпечатан лик учительницы. «Такие награды нужно учредить в каждом регионе, – сказал писатель. – Ведь вера в лучшие начала в человеке, духовность в высшем смысле этого слова сохранилась, в том числе, благодаря таким учителям. В силу избранного мною служения я вижу много педагогов, оказавшихся перед лицом сиротства, тяжёлой детской инвалидности и преступности. Увы, очень часто работа с такими детьми ограничивается выполнением служебных обязанностей, в то время как требуются другие качества – духовные. Где их взять? На чём они должны взойти? По-моему, только на вере и любви, притом глубоких и искренних». * * * Пленарные заседания подходили к концу. Многие из нас ехали домой не с пустыми руками – везли книги по истории, духовности, культуре с православной выставки, развернувшейся в Кремлёвском Дворце. Кстати, всех нас ждал приятный сюрприз: здесь же, во Дворце, экспонировалась Международная выставка детского творчества «Красота Божьего мира». Среди рисунков мы увидели работы юных городецких художников, учеников преподавателя художественной школы Н.Г. Маловой Саши Гороховой («Городецкий мотив») и Яши Корытова («Старый дуб»). Ребята просто молодцы! – Выступления на Чтениях были глубокими, интересными, – сказала нам преподаватель Городецкого педколледжа, экскурсовод и слушатель православных курсов Валентина Николаевна Незамаева. – На уроках истории, краеведения, культурологии мы, педагоги, говорим о сокровищах нашей Родины и земли городецкой, собираем материал о наших храмах – и эту интересную работу непременно будем продолжать. Нам есть чем гордиться в стране с удивительным, светлым именем – Россия.
|