Вторник, 5 мая 2009 года, № 48-14101 Они сошлись – Восток и Запад, и произошло это в Городце, в доме графини Паниной в субботу, 25 апреля. Дело в том, что познакомиться с нашим древним городом привезли австрийских и китайских студентов, которые в порядке обмена приехали в Нижегородский государственный лингвистический университет. Зарубежные гости с интересом побродили по улочкам Городца, увидели его достопримечательности и музейные сокровища. Что касается Дома Паниной, то происходившее в нём наверняка оставило и у гостей, и хозяев яркие впечатления: в этот день в одном из музейных залов открылась выставка известного нижегородского художника Сергея Сорокина, а в гостиной состоялся концерт вокалистов государственной консерватории. Для провинциального меломана нет большей радости, чем услышать настоящую, живую музыку и пение. И эту радость не раз дарили городчанам музыканты и певцы консерватории и филармонии, с которыми у наших музейщиков давняя дружба. На этот раз для слушателей – а в их числе были высокие гости из консульства Австрии в Нижнем Новгороде, представители деловых кругов, Союза писателей, профессора лингвистического университета – пели Лиу Ян, Елена Кузнецова, Андрей Бондаренко, Эльвира Баталова и Галина Жебрун. За роялем – давний друг Городца, профессор Нижегородской консерватории Наталья Давидовна Зусман. Прозвучали музыкальные произведения, романсы, арии из опер Чайковского, Верди, Рахманинова, Грига, Мусорг-ского, Гаврилина и других композиторов, исполненные с большим вдохновением. В этот день очень много говорили о Городце – ведь именно ему была посвящена открываемая выставка Сергея Сорокина, на презентации которой присутствовал автор. – Есть великие города: Санкт-Петербург, Вена, Шанхай... Но есть и маленькие, и Россия – это, прежде всего, они, – сказала Зоя Ивановна Кирнозе, профессор Нижегородского лингвистического университета, заслуженный деятель науки РФ. – А из маленьких городов России и всего мира самый лучший, самый красивый – Городец. Нигде нет такой набережной, такой улицы Рублёва с её разноцветными домами – розовыми, фиолетовыми, голубыми – в общем, французские художники отдыхают. Это улица-праздник. Во всём чувствуется внутренний такт и вкус хозяев. А окна... Вымытые, сверкающие, с воздушными занавесками... И на каждом сидят сытые, довольные коты. Чудный у вас город, за ним великое будущее, если, конечно, его не испортят бездумным строительством, как это происходит почти повсеместно. Городец всегда привлекал внимание художников, и видели они его по-разному. У Тамары Гусевой это солнечный, пронизанный светом волжский город, у Евгения Расторгуева – добрый, сказочный, фантазийный, населённый чудаками, у графика Дмитрия Воробьёва – лиричный, очень родной, погружённый в лёгкую дымку воспоминаний о прошлом. По-своему увидел наш город и Сергей Сорокин. Но сначала несколько слов о художнике, которого представила на выставке научный сотрудник музея Нина Геннадьевна Калягина. Родился в 1950 году в Архангельске, жил в Красноярском крае, работал оформителем, служил в армии. В 1974 году впервые участвовал в групповой молодёжной выставке, организованной горьковским отделением Союза художников. В восьмидесятые-девяностые годы творческая жизнь живописца активно развивается – от выставок неформального объединения «Чёрный пруд» (г.Горький) до самых престижных в Москве и Нью-Йорке. Художник становится известным, его работы вызывают интерес у любителей живописи в нашей стране и за рубежом. Сорокина считают «социальным художником», одна из нью-йоркских газет даже назвала его «русским Рембрандтом», подчёркивая особую эмоциональную выразительность и демократизм его картин. Главная тема творчества – житьё-бытьё простых людей, городской бедноты, рабочих, инвалидов, пьяниц, картёжников, бомжей. Это бытиё, которое, как известно, определяет сознание, художник показывает с сочувствием и пониманием. Пишет он и свой Нижний, не Кремль и центральные улицы, а окраины, тихие старинные улочки с деревянными, доживающими долгий век домами. К сожалению, их остаётся всё меньше и меньше. Зато их много в Городце. На презентации нынешней выставки, куда вошли написанные маслом городецкие городские пейзажи, Сергей Юрьевич признался, что открыл для себя наш город, ему здесь легко работалось. Городец Сорокина – не парадный, не вылизанный до блеска туристический центр. Это провинциальный городок со старичками-домами с их залатанными, покосившимися крышами. Но это тоже наш Городец, написанный в неповторимой творческой манере «вкусно, мазисто, как ржаной хлеб с маслом» (так определила стиль художника искусствовед Ирина Маршева). Городец ранним «зелёным» утром и в ясный день, пронизанный лёгким дыханием весны и охваченный чувством тревоги… Он может нравиться и не нравиться, но точно никого не оставит равнодушным. В этом может убедиться каждый, кто посетит выставку (она продлится до июня). – Художник ощутил живое тепло города, – отметил на презентации известный журналист, Почётный гражданин Городецкого района Сергей Петрович Чуянов. – В работах Сергея Сорокина дома, словно люди, – дышат, дружат друг с другом, по-соседски ходят в гости. Всё это есть в сказочном Городце – городе нашей души и нашего сердца.
|