Вторник, 3 октября 2006 года, № 112-13720 Экспериментально-художественная лаборатория действует на фабрике «Городецкая роспись» с 1969 года. Создавал ее А.Е.Коновалов, человек, возродивший в Городце старинный народный промысел. В пору расцвета фабрики в лаборатории работали замечательные художницы Л.Беспалова, Ф.Касатова, Л.Кубаткина, А.Соколова, Т.Рукина. Они возродили и развили городецкую сюжетную роспись. Их работы видели во многих городах мира, они хранятся в многочисленных музеях и частных коллекциях. За свою деятельность они вместе с А.Е.Коноваловым стали лауреатами Государственной премии РСФСР имени И.Е.Репина. Сейчас из этой плеяды на фабрике осталась одна А.В.Соколова, главный художник предприятия. Но на смену пришли не менее талантливые мастера городецкой росписи. Более 10 лет в лаборатории работают Н.С.Приваловская, В.А.Колесникова, Е.Н.Староверова, В.В.Деревянко, В.И.Чуркина. Каждая из них внесла что-то свое в традиционную роспись. Эти женщины мужественно пережили трудные времена реформ, когда спрос на изделия народных промыслов упал, прекратился экспорт в зарубежные страны, который в советские времена поддерживался государством. Фабрика, а вместе с ней и экспериментально-художественная мастерская пережили за эти годы немало реорганизаций. Сейчас лаборатория, объединившая не только художниц, но и резчиков, и иконописную мастерскую, входит в Торговый дом, дочернее предприятие ОАО Фабрика «Городецкая роспись». Директор Торгового дома А.А.Когай делает многое для возрождения былой славы городецкой росписи. – Наша деятельность расширяется, – рассказывает начальник лаборатории Н.С. Приваловская. – Из цеха пришли молодые художницы Надя Шмелева и Елена Пильнявина. В цех приняли учеников. Принимают на работу станочников. Сейчас у нас токарные изделия делают в основном надомники. Начали осваивать новые образцы детской мебели с росписью и резьбой. Для изготовления изделий стали использовать древесину ценных пород: дуб, красное дерево. Вместо масляных красок перешли на темперные. Они ярче и безвреднее. – Наталья Семеновна, а в выставках участвуете? – Конечно. Где же еще рекламировать нашу работу? В этом году участвовали в выставках, проходивших в Ярославле, Туле, Муроме, Москве. Сейчас готовимся к выставке в Омске. В ноябре открывается большая выставка наших изделий в Париже. Туда уже отправлено более 200 панно, сундучки, шкатулки. Словом, весь ассортимент. Директор художественной галереи «Лэсаридес» приезжал к нам сам, отбирал экспонаты. Потом эта выставка поедет в Испанию. Еще никогда мы не отправляли столько работ сразу. Этим летом вышла замечательная книга искусствоведа Л.Я.Супрун «Городецкая роспись. Истоки, мастера, школа». Автор с любовью и знанием дела пишет не только о мастерах, но и процессе росписи. Сейчас на фабрике выпускается более 300 наименований изделий с рос¬писью и резьбой. Многие из них эксклюзивные, сделанные по заказу в одном экземпляре. Особенно большие расписные сундуки, ширмы, панно. В лаборатории работают два резчика: Андрей Колов и Сергей Половинкин. Здесь совершенно особая обстановка. У входа в мастерскую в чурбан воткнут топор. У стены – столярный верстак. В углу – сухие стволики можжевельника. А на рабочих столах резчиков – большой набор инструментов. Все они сделаны их руками. – Начинаем с топора, а заканчиваем швейной иглой, – говорит Андрей Колов. В этот день, когда мы были в гостях у резчиков, Андрей Колов заканчивал резные дверцы для стенного шкафа. Изящная и сложная работа. Сергей Половинкин работал над резным сундучком с инкрустацией из мореного дуба и красного дерева. Большинство работ резчиков выполнены в единственном экземпляре и их творцы никогда больше не увидят. Андрей показывает альбом, в котором хранятся фотографии некоторых изделий. – Сейчас вокруг фабрики собираются индивидуальные резчики, – рассказывает Н.С. Приваловская. – Приходили человек 20. Выжить самостоятельно сейчас очень трудно. Но, к сожалению, не все с нами сотрудничают. Мы предъявляем к их работам свои требования. А они привыкли работать по-своему. …В годы реформ многие предприятия художественных промыслов погибли. На грани гибели была и «Городецкая роспись». И тем отраднее, что положение здесь стабилизируется и намечается движение вперед.
|