Четверг, 6 июля 2006 года, № 74-13682 Юрий Викторович Лагутин – коренной городчанин. После службы в армии переехал в Новороссийск, но и сегодня поддерживает связь со своей малой родиной, часто приезжает в наш город, где живут родственники и друзья. Юрий Викторович изучает историю Городца и нижегородского края, пишет о ней. Сегодня мы публикуем одну из его исторических зарисовок. Именитый нижегородец Аввакум Петров (1621-1682) родился в семье сельского попа с. Григорово. За доброту и послушание родные звали его Вакушкой. В 40-х годах он получает бедный приход в Лопатицах, но вскоре бежит на Москву. В 1653 г. по велению Никона беглый поп посажен в тюрьму Андроньевского монастыря, затем – ссылка в Тобольск и Енисейск. В 1656-м с экспедицией Пашкова следует в Даурию, где терпит «многая мучительства». В 1666 году лишен священства; с 1667 г. – сидение в Пустозерском остроге. Какие грехи числили за протопопом? Не ладил с Никоном? Да, злобный архипастырь круто мстил несогласным, что углубляло раскол. С падением патриарха преследования Аввакума не прекратились, ибо царь Алексей Михайлович, прозванный тишайшим, таковым не был. В его правление державу сотрясали медные, соляные бунты, восстала голытьба С. Разина. Непомерные подати выколачивались со смердов батогами; дикие поборы усугублялись самодурством бояр и произволом приказных. При втором Романове начался «глубокий перелом в умах» под знаком ориентации на Запад, особенности же национального характера россиян вели к тому, что все недовольные, закабаляемые «сиротины» бежали в «прекрасную пустынь», где собирались в казацкие круги или раскольничьи кержацкие скиты (по принципу: если давит, надо «бежать розно»). Деяния неистового протопопа – пример жестокой борьбы низов с давившим их общественным строем. Натура глубоко верующая, Аввакум Петрович вел по сути не церковную тяжбу с никонианами, а воевал за обездоленных. В «Послании горемыкам миленьким» неустрашимый протопоп учит: «Станем добре, станем твердо, отцы мои и братия, чада и сестры, и матери, и дщери!». «Религиозное мышление и поведение Аввакума были в высшей степени прагматичны, – подчеркивает историк Н.К.Гудзий. Яркое своеобразие индивидуальности Аввакума в том и заключается, что у него формы мышления сочетались с непосредственным выражением живого инстинкта жизни». Аввакум, писавший «Житие» и другие книги, ставил себе задачу: убедить, призвать, наставить и поддержать. Аввакум со товарищи шли к сиротинам для защиты истинной веры, порицая никоновы новины. Юрод Васька Босой вещал: «Некие рекут, Никон де тщится книги священные править во славу Божию, ему же супротивничают еретики. А я глаголю – не внемлите гласу лукавого, ибо не ревнители древлего благочестия, но смрадный Никон – пес сеет плевелы в душах христианских…». Монах Поликарп витийствовал: «Внемли, братие, по то Всеблагий Творец человецех наказует, что некии пошли по стопам волка Никона и его сподручника царя Алексия!». Раскольничий поп Логгин обличает: «Антихрист грядет двурожный, един рог царь, другой – Никон!». Аввакум звал к «огненному крещению»: «Братие! Во огне невелие дело потерпеть – аки оком мигнуть. Внемлите гласу Господню...» Пророчествует блаженный Киприан: «Сверзнется с трона своего Божий хулитель. Аки червь земляной крутиться станет. Радейте, миленькие! Близится час расплаты за окаянство Никона…». Грамотки и «слезницы» мятежного иерея во многих списках читались по городам и весям российским; несомненно, доставлялись они и в Городец. Был ли у нас сам Аввакум? Документальных свидетельств этого пока не найдено. Церковные хроники в годы богоборчества уничтожены, да и «никонианская» церковь отнюдь не стремилась зафиксировать деяния раскольников. Косвенным подтверждением борений «истинно верующих» служат предания, передававшиеся старообрядцами «из уст в усты». Учтем и то, что центры старообрядчества сложились на Керженце и у нас. Ревнители «истинной» веры, несомненно, находили сочувствие и покровительство городецких старообрядцев.
|