Среда, 2024-Май-15, 03:55:03

Электронная версия газеты, выходит с мая 2006 года
Приветствую Вас Гость | RSS
• К 90-летию газеты •
[2012-Фев-05]
Салов В.М. На 90-летие «Городецкого вестника»
[2012-Янв-12]
«Ни слов, ни души не жалея»
[2011-Ноя-03]
Верные друзья газеты
• Навигатор •
• Публикации •
В городе нашем [191]
Вопрос–ответ [17]
Здравоохранение [43]
Земляки [209]
К 90-летию газеты [41]
Культура [155]
Краеведение [119]
Литературное творчество [35]
Народные промыслы [47]
О местном самоуправлении [211]
Образование [123]
Правопорядок [106]
Патриотизм [29]
Происшествия [15]
Разное [110]
Социальная жизнь [99]
Физкультура и спорт [107]
Экономика [210]
• Последние выпуски •
[2013-Сен-23][Социальная жизнь]
МФЦ заработает в октябре
[2013-Сен-23][О местном самоуправлении]
С оперативного совещания
[2013-Сен-23][Физкультура и спорт]
Strongman

[Краеведение]
Статистика

Главная » Статьи » Краеведение

Неистовый Аввакум

Четверг, 6 июля 2006 года, № 74-13682


Юрий Викторович Лагутин – коренной городчанин. После службы в армии переехал в Новороссийск, но и сегодня поддерживает связь со своей малой родиной, часто приезжает в наш город, где живут родственники и друзья.


Юрий Викторович изучает историю Городца и нижегородского края, пишет о ней. Сегодня мы публикуем одну из его исторических зарисовок.


Именитый нижегородец Аввакум Петров (1621-1682) родился в семье сельского попа с. Григорово. За доброту и послушание родные звали его Вакушкой.


В 40-х годах он получает бедный приход в Лопатицах, но вскоре бежит на Москву. В 1653 г. по велению Никона беглый поп посажен в тюрьму Андроньевского монастыря, затем – ссылка в Тобольск и Енисейск. В 1656-м с экспедицией Пашкова следует в Даурию, где терпит «многая мучительства». В 1666 году лишен священства; с 1667 г.  – сидение в Пустозерском остроге.


Какие грехи числили за протопопом? Не ладил с Никоном? Да, злобный архипастырь круто мстил несогласным, что углубляло раскол. С падением патриарха преследования Аввакума не прекратились, ибо царь Алексей Михайлович, прозванный тишайшим, таковым не был. В его правление державу сотрясали медные, соляные бунты, восстала голытьба С. Разина. Непомерные подати выколачивались со смердов батогами; дикие поборы усугублялись самодурством бояр и произволом приказных.


При втором Романове начался «глубокий перелом в умах» под знаком ориентации на Запад, особенности же национального характера россиян вели к тому, что все недовольные, закабаляемые «сиротины» бежали в «прекрасную пустынь», где собирались в казацкие круги или раскольничьи кержацкие скиты (по принципу: если давит, надо «бежать розно»).


Деяния неистового протопопа – пример жестокой борьбы низов с давившим их общественным строем. Натура глубоко верующая, Аввакум Петрович вел по сути не церковную тяжбу с никонианами, а воевал за обездоленных. В  «Послании горемыкам миленьким» неустрашимый протопоп учит: «Станем добре, станем твердо, отцы мои и братия, чада и сестры, и матери, и дщери!».


«Религиозное мышление и поведение Аввакума были в высшей степени прагматичны,  – подчеркивает историк Н.К.Гудзий.   Яркое своеобразие индивидуальности Аввакума в том и заключается, что у него формы мышления сочетались с непосредственным выражением живого инстинкта жизни». Аввакум, писавший «Житие» и другие книги, ставил себе задачу: убедить, призвать, наставить и поддержать.


Аввакум со товарищи шли к сиротинам для защиты истинной веры, порицая никоновы новины. Юрод Васька Босой вещал: «Некие рекут, Никон де тщится книги священные править во славу Божию, ему же супротивничают еретики. А я глаголю – не внемлите гласу лукавого, ибо не ревнители древлего благочестия, но смрадный Никон – пес сеет плевелы в душах христианских…».


Монах Поликарп витийствовал: «Внемли, братие, по то Всеблагий Творец человецех наказует, что некии пошли по стопам волка Никона и его сподручника царя Алексия!».


Раскольничий поп Логгин обличает: «Антихрист грядет двурожный, един рог царь, другой – Никон!».


Аввакум звал к «огненному крещению»: «Братие! Во огне невелие дело потерпеть – аки оком мигнуть. Внемлите гласу Господню...»


Пророчествует блаженный Киприан: «Сверзнется с трона своего Божий хулитель. Аки червь земляной крутиться станет. Радейте, миленькие! Близится час расплаты за окаянство Никона…».


Грамотки и «слезницы» мятежного иерея во многих списках читались по городам и весям российским; несомненно, доставлялись они и в Городец. Был ли у нас сам Аввакум? Документальных свидетельств этого пока не найдено. Церковные хроники в годы богоборчества уничтожены, да и «никонианская» церковь отнюдь не стремилась зафиксировать деяния раскольников.


Косвенным подтверждением борений «истинно верующих» служат предания, передававшиеся старообрядцами «из уст в усты». Учтем и то, что центры старообрядчества сложились на Керженце и у нас. Ревнители «истинной» веры, несомненно, находили сочувствие и покровительство городецких старообрядцев.

Категория: Краеведение | (2006-Июл-06) | Автор: Юрий ЛАГУТИН
Просмотров: 1405
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
• Поиск •
• Друзья •
  • Городецкая заваLinkа
  • Волжский перекрёсток
  • Городецкая роспись
  • Городецкий пряник
  • У Кольцова колодца
  • «Городецкий вестник» © 2006–2024 Анализ интернет сайта Goon Каталог сайтов