Среда, 2024-Май-15, 17:04:01

Электронная версия газеты, выходит с мая 2006 года
Приветствую Вас Гость | RSS
• К 90-летию газеты •
[2012-Фев-05]
Салов В.М. На 90-летие «Городецкого вестника»
[2012-Янв-12]
«Ни слов, ни души не жалея»
[2011-Ноя-03]
Верные друзья газеты
• Навигатор •
• Публикации •
В городе нашем [191]
Вопрос–ответ [17]
Здравоохранение [43]
Земляки [209]
К 90-летию газеты [41]
Культура [155]
Краеведение [119]
Литературное творчество [35]
Народные промыслы [47]
О местном самоуправлении [211]
Образование [123]
Правопорядок [106]
Патриотизм [29]
Происшествия [15]
Разное [110]
Социальная жизнь [99]
Физкультура и спорт [107]
Экономика [210]
• Последние выпуски •
[2013-Сен-23][Социальная жизнь]
МФЦ заработает в октябре
[2013-Сен-23][О местном самоуправлении]
С оперативного совещания
[2013-Сен-23][Физкультура и спорт]
Strongman

[Краеведение]
Статистика

Главная » Статьи » Краеведение

К воде – с почтением

Вторник, 17 октября 2006 года, № 118-13726


Люди всегда хотели жить дольше и искали эликсир долголетия. В последние годы внимание ученых привлекла вода – источник жизни. Оказалось, что она – любая, даже самая обыкновенная, текущая из-под крана, – таит в себе множество тайн. Что уж говорить о волшебной силе воды из святых источников и ключиков, которых в России немало. Есть они и на городецкой земле, но находятся, как правило, в полной безвестности. А ведь это богатство не менее ценное, чем любые полезные ископаемые. Об этом наш сегодняшний разговор с известным краеведом, Почетным гражданином Городца Л.А.Климовой.


– Лидия Андреевна, среди Ваших книг есть одна – с почтительным названием «Госпожа Вода». В ней Вы пишете о наших водных богатствах – матушке Волге, светлой Узоле с ее притоками, о зеркальных озерах и старых заброшенных прудах и болотах. Пишете Вы и о родниках и ключиках, воды которых имеют волшебные свойства, считаются святыми, целебными. Книга Ваша вышла в 1999 году, а где-то с полгода назад по одной из центральных программ был показан фильм об удивительных, даже фантастических свойствах воды. Он вызвал огромный интерес у зрителей: люди вдруг поняли, что, зная многое о жизни Вселенной, мы не знаем того, что творится в обыкновенном стакане с Н2О.


– Вода – это великая тайна, это божественная стихия. Возможности ее огромны. Ученые доказали, что у воды есть память, она может быть и живой, и мертвой – как в сказках. Вода может лечить, а может оказывать отрицательное воздействие на здоровье. Как не вспомнить тут мудрых староверов, у которых считалось великим грехом браниться в присутствии воды, плевать в источники – все это может обернуться страшными болезнями.


– Лидия Андреевна, всем известно, какой необыкновенной силой обладает крещенская вода, которая, кстати, может стоять, не портясь, очень долго. Целебные качества этой воды подтверждают и ученые.


– При великом водосвятии, когда крест погружается в воду, ей по молитве священника таинственным образом сообщаются свойства иного, высшего мира. В эти мгновения вода получает такой могучий заряд божественной энергии, исходящей от креста, что становится светоносной. Энергетически сильна вода, взятая не только на Крещение, но на Чистый четверг перед Пасхой, а также на Ивана Купалу (7 июля). Известно, что староверы – поморцы в деревне Воротилово в Чистый четверг в час или в два часа ночи, когда еще не проснулась воронья стая, купались в реке Ройминке. В это время вода часто была еще снежистая, лишь кое-где проглядывала луговина. Желающие искупаться раздевались дома, оставаясь лишь в исподнем, надевали тулуп и бегом к реке. Тот, кто искупался в это время, был здоров целый год. Снежистая, талая вода, как и роса, обладает высокими бактерицидными свойствами и способствует повышению активности организма – это подтверждают исследования ученых.


– Староверы, как известно, воду в святых источниках боготворили, они никогда в ней не купались – они лишь наливали ее в сосуды и затем умывались, обливаясь ею. Они верили в целебную силу святой воды бесконечно.


– Верили и церковники. Еще в старину люди заметили, что при слиянии двух рек или речушек, «на разречье», вода как бы живая из-за кругового водоворотного течения. В том месте, где глубина была сантиметров семьдесят-девяносто, они входили в эту воду с заговором: «Матушка, святая вода! Ты бежишь на истеченье, а я пришла к тебе, раба Божия Анна, на излеченье». И телесные недуги и душевная грусть-тоска уходили.


– У современного человека телесных и душевных болей тоже хватает. Стрессы – бич нашего времени. Психологи в период стресса советуют смотреть на водный поток – водопад или реку. Может быть, поэтому многие городчане подолгу любуются Волгой с высокого берега. В сердце приходит покой, личные проблемы становятся не такими острыми. И, конечно, хочется вспомнить о целебной силе святых источников. В Нижегородской области это, прежде всего, святые родники Дивеева, источник батюшки Серафима Саровского.


– Целительные источники есть и на нашей городецкой земле. И это не только Никола-ключ, о котором знает каждый. Наши ключи имеют разное происхождение. Взять, например, так называемый явленный Свят-Макарьевский ключик в с.Бриляково. По воспоминаниям фельдшера-акушерки Т.М.Маштаковой, в тридцатых годах в селе стояла старая деревянная церковь. А легенда о той церкви рассказывает, что когда-то шел здесь странник, божий человек, остановился на песчаном пригорке передохнуть и увидел сон, по которому выходило ему на этом месте храм возвести. И был этим странником сам старец Макарий, основавший в устье Керженца на Желтых водах возле Лыскова монастырь, сожженный казанцами в 1439 году. После этого решил он основать другой монастырь на Унже-реке. Пробирался Макарий дремучими лесами к новому месту жительства и волею судьбы оказался в наших краях. После ухода божьего человека забил из-под земли в овражке ключик, в честь и память его названный ключом святого Макария. Святому человеку порой достаточно было помолиться, чтобы из-под земли забил целебный родник.


Иногда ключики бывают блуждающими. Глуховатый овраг оберегает ключик возле деревни Евдокимово. К источнику ведут деревянные ступеньки, была и скамеечка, чтобы уставший путник отдохнул в летнюю жару. Выпьет водички – подумает о вечности бытия. Местные жители уверяют, что ключик не замерзает и зимой. Кругом снега, сугробы, а в ключе шевелится зеленая трава! Одна из старейших жительниц Евдокимова вспомнила о том, что этот ключик когда-то истекал в поле в окружении высокого можжевельника. Журчал ключик, поил людей своей живительной влагой. Бывало, что овцы, козы, коровы прибегали сюда попить водицы, и это раздражало местного пастуха Артюшку Иванова. Злоба переполняла душу Артюшки, сжег он можжевельник, забил ключик камнями да проклял его бранным словом. Закрылся исток ключа, пошла зыбуном земля. Жители деревни возмутились, и пришлось Артюшке уехать от гнева людского. А ключик обошел деревню и в восточной ее части пробил себе новый путь в овражке. Вот что делает худое слово…


– Но ведь подобное может случиться и с таким известным святым источником, как Никола-ключ. Туда тоже не все едут с молитвой и чистыми помыслами…


– Да, иногда прихватывают и спиртное. Нередко возле ключа можно услышать грубую брань. Вода в ключе не выдерживает присутствия таких «паломников», у нее меняется структура, да и вкус совсем иной, чем был 30 лет назад. А ключ этот уникален. Еще в 1710 году на ключах у деревни Белоглазово людям явилась икона Иоанна Предтечи, и именно по этой причине еще во времена царствования Петра I здесь была выстроена часовня с купальницей (сруб, где купались люди). И все же ключ назван по ближайшему приходу – храму Николая Чудотворца в д. Богомолово, откуда ежегодно 7 июля крестным ходом на ключ приносилась на богослужение (водосвятие) чудотворная икона Иоанна Предтечи.


Святых, целебных источников в этих краях много. В 150-200 метрах от Никола-ключа в лесочке из-под бережка изливает свои воды чистый старообрядческий ключик. Над ним небольшой навес с восьмиконечным крестом, под крышей-навесом стояла иконка. Вода из ключика бежит к реке Гремяч, где встречается с водами Никола-ключа. Именно в этом месте, на разречье, в святые праздники купаются и староверы, и церковники, отсюда берут для лечебных целей не только воду, но и песок.


– Лидия Андреевна, слушаю Вас, и невольно возникает мысль, что мы, городчане – счастливейшие люди, коль наша земля так богата. Но любое богатство надо беречь. Однако кому беречь, если отдаленные деревеньки наши умирают, исчезают с лица земли вместе со своими жителями?


– В 80-х годах прошлого века на целебные источники оформлялись паспорта и охранные обязательства. Такие документы имел, например, упомянутый нами Евдокимовский ключик, а также старообрядческие ключи Репинский и Мозгулинский. Но время изменилось – властям не до этих источников. На реке Сосновке у бывшей деревни Дураково (с 1965 она называется Сосновкой) в местечке Сомовка бил из-под земли мощный ключ. В деревне жили староверы – спасовцы большеначальные, люди зажиточные и трудолюбивые. Они следили за источником, построили часовенку. Целебная вода из ключа хранилась более 10 лет без всякой мути, она исцеляла людские тела и души, в том числе в годы Великой Отечественной войны. А в наши дни в деревушке всего пять жителей, и некому приложить руки к этому чудесному дару природы.


Живы еще Пьяновский, Останинский, Телицынский ключи в Романовском бору, ключик у Николо-Погоста. Много маленьких ключей вдоль речки Соболихи. Один из них бьет у древнего села с таким же названием – Соболиха, известного еще с XVII века. В конце прошлого века здесь была возобновлена служба в храме Преподобного Сергия Радонежского. Настоятель, отец Александр, священник добрый и мудрый, вместе с прихожанами облагородил родник, заменив сгнившие венцы сруба. Местный художник сделал эскиз для необходимого благоустройства, нарисовав над родником красивую часовенку. Но приход беден, прихожане в основном пенсионеры. Осуществить задуманное только силами церкви невозможно.


В поселке Смиркино при впадении реки Синенькой в реку Еловицу, недалеко от клуба есть ключ, который постарался обустроить Петр Степанович Тихонычев. Им сделан обруб и крест. Петр Степанович летом сам расчищает к ключу дорогу, а зимой добивается, чтобы на Крещение присылали технику. Отрадно и радостно у него на душе, когда люди тянутся сюда за богоявленской и крещенской водой. Уже и ключик этот прозывают Тихонычевым… Было бы неплохо, если бы местные власти, предприниматели помогали отцу Александру и Петру Степановичу в их благих делах.


До революции за каждым святым родничком следили сельские общества, а сейчас наши источники находятся в запустении…


Жаль, конечно. А, может, и к лучшему, что не к каждому роднику ведет заасфальтированная дорога. Заявится на святые места нарождающийся водный бизнес, настроит заводиков по розливу водички, и в звоне монеты куда-то исчезнут и святость, и чистота, а их в нашей жизни и так не хватает…

Категория: Краеведение | (2006-Окт-19) | Автор: Нина ДМИТРИЕВСКАЯ
Просмотров: 2077
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
• Поиск •
• Друзья •
  • Городецкая заваLinkа
  • Волжский перекрёсток
  • Городецкая роспись
  • Городецкий пряник
  • У Кольцова колодца
  • «Городецкий вестник» © 2006–2024 Анализ интернет сайта Goon Каталог сайтов