Четверг, 2024-Май-16, 09:17:30

Электронная версия газеты, выходит с мая 2006 года
Приветствую Вас Гость | RSS
• К 90-летию газеты •
[2012-Фев-05]
Салов В.М. На 90-летие «Городецкого вестника»
[2012-Янв-12]
«Ни слов, ни души не жалея»
[2011-Ноя-03]
Верные друзья газеты
• Навигатор •
• Публикации •
В городе нашем [191]
Вопрос–ответ [17]
Здравоохранение [43]
Земляки [209]
К 90-летию газеты [41]
Культура [155]
Краеведение [119]
Литературное творчество [35]
Народные промыслы [47]
О местном самоуправлении [211]
Образование [123]
Правопорядок [106]
Патриотизм [29]
Происшествия [15]
Разное [110]
Социальная жизнь [99]
Физкультура и спорт [107]
Экономика [210]
• Последние выпуски •
[2013-Сен-23][Социальная жизнь]
МФЦ заработает в октябре
[2013-Сен-23][О местном самоуправлении]
С оперативного совещания
[2013-Сен-23][Физкультура и спорт]
Strongman

[Краеведение]
Статистика

Главная » Статьи » Краеведение

Петух да вода нам помогут всегда!

Четверг, 21 июня 2007 года, № 67-13824


Считается, что около 80% коренных городчан имеют старообрядческие корни. Правда, память об этом у многих размыта. Спроси, к какому согласию принадлежали их деды и прадеды – не ответят, да и о самих согласиях имеют смутное представление. Старообрядчество как явление достойно того, чтобы его серьезно изучали. Это делают в средней школе №5, где не первый год под руководством Почетного гражданина Городца Лидии Андреевны Климовой работает краеведческий кружок «Поиск». У ребят есть свои успехи: нынешней весной они принимали участие в областном конкурсе исследовательских и проектных работ «Мы и земля» и получили на нем Диплом I степени за исследования на тему «Почитание воды у заволжских старообрядцев». Сегодня мы беседуем с учащейся 10 класса Катей Галаниной – она является одним из авторов этой работы.


– Катя, почему именно старообрядцы – люди, к которым и в наши дни далеко не ровное отношение?


– Нам показалось, что старообрядчество – одна из самых интересных и малоизученных тем. Раскол в России XVII века между православными верующими, породивший два непримиримых лагеря – никонианцев и староверов, был национальной трагедией. Старообрядцы жестоко преследовались властями: их сажали на цепь, гноили в ямах, сжигали заживо. Многие староверы бежали в наши непроходимые нижегородские леса, объединялись в хозяйства, занимались ремеслами. Нравственная чистота, уважение к старшим, трудолюбие, верность данному слову и вере праотцев – вот что отличало их от многих новообрядцев.


Мы знаем, что Городец известен как один из центров старообрядчества. Старообрядцами были городецкие купцы – собиратели древностей Г.М.Прянишников и П.А.Овчинников. Их коллекции хранятся в государственных библиотеках, музеях Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода. К представителям старой веры принадлежал и известный городецкий книгописец Иван Гаврилович Блинов.


Наша средняя школа №5 размещается в здании Успенской часовни – последняя в начале XIX века была духовным центром староверов Поволжья. Мы любим нашу школу, наш теплый дом, стены которого намолены, от них исходит добро и покой.


– Кто вместе с тобой писал эту работу?


– Аня Сморчкова, Алиса Клепикова и Оля Коновалова; все мы закончили в этом году 10 класс. Почитание воды у старообрядцев – тема малоисследованная. Кроме изучения источников, мы встречались со староверами и их родственниками, записывали их рассказы о воде, предания, наговоры для снятия различных напастей, порчи человека и животных. Мы узнали много нового – можно сказать, открыли для себя загадочный мир древних поверий.


– Катя, а в твоей семье есть староверы?


– Бабушка. Мама по вере тоже старообрядка. Я их веру уважаю. Старообрядцы считались истинными почитателями природы, и, в частности, воды, они никогда не позволяют себе браниться в присутствии воды, загрязнять святые источники. Они всегда считали воду живой, и это теперь подтверждает наука. Японский ученый Масару Эмото обнаружил, что вода реагирует на человеческие мысли. По его наблюдениям, воде особенно нравятся молитвы, причем совсем не важно, на каком языке человек их читает. Вода все слышит – и плохое и хорошее – и в итоге кому-то вредит, а кого-то спасает.


– Не так давно ваш руководитель Лидия Андреевна Климова подробно рассказывала читателям «Городецкого вестника» о целебных свойствах крещенской воды (см. «К воде – с почтением», «ГВ» от 17 октября 2006 г.).


– Старообрядцы считали, что особой силой обладает Богоявленская вода: её набирали вечером сразу после службы для освящения дома, хозяйственных построек – всего того, что связано с жизнью человека. В таком качестве она действует короткое время, а потом теряет свои свойства (правда, у тех, кто живет далеко от храма, вода сохраняет очищающие свойства дольше). Однако считалось, что если эту воду прольешь на что-нибудь случайно, все надо самым тщательным образом вымыть, иначе жди беды.


Сотрудница нашей школы рассказывала, как её бабушка-старообрядка использовала крещенскую воду в лечебных целях. Во время Крещения староверы в течение трех дней ходили за святой намоленной водой на ключ «Зачатие Иоанна Крестителя» у деревни Бледны. Эту воду использовали от сглазу, тоски и всякой дурноты. Если дитя долго плачет, беспокоится, считалось, что его сглазили. Крещенскую воду наливали в чашу, бабушка над ней молилась. Затем намоленную воду она лила через скобу (дверную ручку, укрепленную горизонтально), собирала её в другую чашу и умывала ребенка с приговором: «Надивились, нагляделись, обахали ребенка. Госпожа святая вода, сними с дитя молитвенного, крещеного, Божьего порчу порченную, долой её, долой! Аминь, аминь, аминь!». Глоток воды она давала выпить ребенку.


Свою взрослую внучку бабушка научила снимать с себя самой всю дурноту и маету. Для этого ей необходимо было встать под матицу, прочитать молитву «Отче наш» и «Богородицу» семь раз и сказать «Господи, помилуй!». Затем следовало наложить крест и умыться водой, не утирая лица. Если нападала тоска-печаль, надо было прочесть над водой заговор: «Как вода в землю уходит, так печаль с души и тоску с рабы Божьей Анны с собой унеси. Куда вода – туда и тоска, с белого лица, с сердца ретива. Аминь, аминь, аминь!». Потом надо было умыться этой водой под матицей.


– Думаю, что в наше время далеко не каждый поверит в исцеление путем наговора на воду. Но слова звучат необыкновенно красиво. Это живая поэзия, дошедшая к нам из глубины веков.


– Можно верить или не верить. Однако, например, в д.Смиркино до сих пор живут спасовцы, поморцы и церковники. Все они ходят на разречье и знают, что на отмели при слиянии двух рек вода как бы живая. Они входят в такую воду с заговором: «Матушка святая вода, ты бежишь на истеченье, а я пришла к тебе, раба Божья Анна, на излеченье». И не только лечатся сами – приносят и малых детей.


Старообрядка спасовского согласия Капитолина Агафоновна Кузнецова от сглазу делала такой наговор на воду:


Дума думу пошибает,
Слово словом покрывает.
Что подумала – прости, Господи,
Отныне и до веку. Аминь!»
Водицей лечили и от испуга.


– Катя, за окном XXI век – век колоссальных открытий, в том числе и в медицине. Во всяком случае, испуги и стрессы врачи лечить научились…


– И все же медики помогают не всегда. В деревне Гордеево нам рассказали такой случай. Петух, закричавший среди ночи, испугал двухмесячную девочку, спавшую в зыбке. С той поры девочка все ночи плакала. Врачи не могли помочь. Одна из старушек-старообрядок посоветовала маме: «Кто напугал малышку, тот её и вылечит». Старенькая прабабушка помолилась над святой водой и начитала над ней заговор от испуга. Вечером в доме открыли западню (крышку подполья), ребенка держали над западней, а над ребенком держали того самого петуха. Старая бабушка лила на петуха святую наговоренную воду, которая стекала на девочку. Хватило одного раза для избавления дитя от испуга.


– Неужели петух помог?


– Помогла святая вода. Хотя, думается, и петух сыграл не последнюю роль.


Вот ещё одна история, рассказанная старообрядкой беглопоповского согласия. Беда-бедучая пришла к ней в дом 44 года тому назад. Однажды она с девятимесячной дочуркой поехала в деревню к свекру. Девочка спала в кроватке, в которую прыгнул соседский кот. От неожиданности малышка страшно закричала и вскочила на ножки. Глаза её как бы застыли, зрачки куда-то исчезли, остались одни белки. При виде такой страшной картины свекор закрыл рукой рот матери ребенка, чтобы та не закричала – если бы это случилось, девочка могла остаться в таком состоянии навсегда. От испуга малышка плакала денно и нощно – ни врачи, ни молитвы не помогали. Решили ехать в соседнюю деревню к ведунье Татьяне. Татьяна набрала воды с трех разречий с молитвой и наговорами. Были в этих наговорах такие слова:


Матушка святая вода!
Бежишь ты день, бежишь ты ночь,
Бежишь в глухую полночь.
Обмываешь пенья, коренья,
Желтые пески, крутые бережки.
Обмой с рабы Божьей младенца Ирины
Все скорби, все недуги,
Все сполохи, все испуги…


Затем на эту воду с трех разречий Татьяна положила семипоклонный Большой Начал, состоящий из семи молитв. И опять открывали западню, принесли в дом спящего петуха, лили на него наговоренную и намоленную воду, которая, скатываясь, попадала на девочку. После такого душа малышка спала три дня и три ночи, а проснулась с камчуком (шишкой) на шее.


Дома в Городце камчук отчитали, он прорвался, и вся негодь из него вышла. Глаза девочки приняли прежний вид, и на зрение она никогда потом не жаловалась.


– Сказка, да и только…


– Нет, это правда. И про обряд с петухом мы слышали не от одного человека – такой способ лечения от испуга, видно, был довольно известным. Старообрядцы жили в содружестве с природой, с каждой травинкой, зверем, птицей, водными источниками, и в трудную минуту обращались к ним за помощью.


– А много ли у нас в районе святых, целебных источников – таких, как Никола-ключ?


– Никола-ключ – он для всех. Но есть и старообрядческие источники – Иванов ключ у деревни Бледны, ключ рядом с Никола-ключом, только чуть пониже. Он носит название «Зачатие Иоанна Крестителя». Старообрядческим является и Свято-озеро (Светлоозеро) в Городце. С XVII века и до 1930 года за озером ухаживали представители рода Рязановых. Недавно мы говорили с Т.С.Проваловой-Рязановой, которая нам рассказала, что от прежнего озера осталась лишь одна треть – все остальное засыпано. Раньше в озере было запрещено купаться и стирать белье, а на Пасху и Преполовение сюда собирались староверы, пили святую воду и обливались ею из своих кувшинов. На Ивана Цветника сюда приходили девушки с целью погадать на воду. Они шептали любовные признания, и если вода слегка шелохнется – знай, что она все поняла. Напои этой водой парня, и он тоже поймет – водичка, верная подружка, все ему расскажет…


Беседовала Нина ДМИТРИЕВСКАЯ
Категория: Краеведение | (2007-Июн-22) | Автор: Нина ДМИТРИЕВСКАЯ
Просмотров: 2228
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
• Поиск •
• Друзья •
  • Городецкая заваLinkа
  • Волжский перекрёсток
  • Городецкая роспись
  • Городецкий пряник
  • У Кольцова колодца
  • «Городецкий вестник» © 2006–2024 Анализ интернет сайта Goon Каталог сайтов