Пятница, 2024-Май-17, 01:44:38

Электронная версия газеты, выходит с мая 2006 года
Приветствую Вас Гость | RSS
• К 90-летию газеты •
[2012-Фев-05]
Салов В.М. На 90-летие «Городецкого вестника»
[2012-Янв-12]
«Ни слов, ни души не жалея»
[2011-Ноя-03]
Верные друзья газеты
• Навигатор •
• Публикации •
В городе нашем [191]
Вопрос–ответ [17]
Здравоохранение [43]
Земляки [209]
К 90-летию газеты [41]
Культура [155]
Краеведение [119]
Литературное творчество [35]
Народные промыслы [47]
О местном самоуправлении [211]
Образование [123]
Правопорядок [106]
Патриотизм [29]
Происшествия [15]
Разное [110]
Социальная жизнь [99]
Физкультура и спорт [107]
Экономика [210]
• Последние выпуски •
[2013-Сен-23][Социальная жизнь]
МФЦ заработает в октябре
[2013-Сен-23][О местном самоуправлении]
С оперативного совещания
[2013-Сен-23][Физкультура и спорт]
Strongman

[Краеведение]
Статистика

Главная » Статьи » Краеведение

Сохраняя веру прадедов

Суббота, 14 июля 2007 года, № 77-13833


Известно, что в XIX веке наш город был негласной столицей нижегородского старообрядчества. Он связывал Москву и ревнителей «истинной» веры из глухих лесных районов Заволжья. Была даже такая поговорка: «Что положат на Рогоже, на том стоит Городец, а на чём стоит Городец, на том Керженец». Под Рогожей имелось в виду Рогожское кладбище в Москве, один из главных центров русских старообрядцев-поповцев.


Сегодня на крутом волжском берегу нашего древнего града высится старообрядческая церковь Успения Пресвятой Богородицы. Недавно священник этой церкви отец Вениамин, благочинный Нижегородской области, вместе с матушкой Таисией побывали в нашей редакции.


Причина его прихода – опубликованное в «Городецком вестнике» за 21 июня интервью с учащейся школы №5 Катей Галаниной «Петух и вода нам помогут всегда!». В нём речь шла о работе краеведов под руководством Л.А.Климовой, посвящённой почитанию воды у заволжских старообрядцев. Напомним, что это исследование на областном конкурсе «Мы и земля» заняло 1 место, а её авторы отмечены дипломом I степени.


Работа вызвала интерес, прежде всего, тем что обращена к старообрядчеству – одной из самых малоизученных страниц истории городецкой земли. Она направлена на возрождение забытых водных источников, а также на создание новых туристических маршрутов – заметим, что, например, у наших соседей в Семёнове маршруты по местам старообрядческих скитов пользуются огромной популярностью.


Тем не менее, у отца Вениамина к авторам данного исследования возникли определенные претензии, они прозвучали в нашем разговоре, который в целом получился довольно интересным.


– Отец Вениамин, несмотря на то, что об истории городецкого древлего благочестия мы писали не раз, о современном старообрядчестве и его представителях читатели знают крайне мало. Расскажите, пожалуйста, о себе.


– Так сложилась жизнь, что священником я стал на старости лет (мне шестьдесят, в сане пребываю всего четыре года). До этого был холодильщиком, работал на металлургическом заводе в Самаре. Когда семнадцать лет назад родилась внучка, решили окрестить её в старообрядческой церкви. Потом покрестилась в купели матушка (она была беспоповкой), за ней мы с дочерью. Стали постоянно ходить в церковь, меня поставили на клирос. Священников не хватает везде – и в официальном православии, и у старообрядцев. Наш патриарх предложил мне стать священником. Подумали мы с матушкой и согласились: ведь надо хотя бы на склоне лет сделать что-то для души. Окончил Брянское духовное училище и был направлен в Нижний. Здесь очень сильны традиции старообрядчества, а церкви беглопоповского течения нет (имелись две до революции, но обе разрушены). Сейчас в Нижегородской области пять таких старообрядческих храмов, в них служат семь священников. Самая дальняя церковь – в Тонкино, в 260 километрах от областного центра, а есть ещё в Семёнове, Филипповке, в Урене, в Городце. Кроме того, есть 4 моленных дома. Скоро новый приход откроем в Семёновском районе.


– А как Вам наш город, каким показались люди?


– Из всех городов Нижегородской области Городец мне нравится больше всего – прежде всего, чистотой и ухоженностью улиц и домиков. У нас в Самаре все первые этажи зарешёчены, а здесь решётки – редкость. И потом Волга, простор, красота… А люди… Если они верят в Бога искренне, если стараются жить по Его законам, то все они хорошие.


– А много ли старообрядцев в Городце?


– По спискам 500 человек. Среди них немало стареньких, которые по немощи в церковь не ходят. Да и молодые – те, что работают, приходят в церковь только по праздникам. А ведь по заповедям «шесть дней работай на себя, а седьмой отдай Богу». Этого никто не соблюдает. Сейчас у всех одни деньги на уме. Телевидение только и показывает, как живут богатые, как они отдыхают, на каких машинах ездят – и вся молодежь мечтает, как бы побольше денег добыть (заметьте – не заработать!), чтобы стать хозяевами жизни. У нас на Соборе три года назад было принято постановление, не рекомендующее смотреть телевизор, за исключением, пожалуй, новостей.


– Думается, люди от телевизора уже никогда не откажутся. И потом: он несет не только зло. Телевидение, кстати, активно используют представители Русской Православной Церкви. Многие из нас смотрят программы «Источник жизни», «Свете тихий», еженедельное обращение митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, а на Рождество и Пасху – службы из Храма Христа Спасителя.


– И все же такие телевизионные службы для больных и немощных – тех, кто не может передвигаться самостоятельно. Но если есть хоть какие-то силы, надо перебороть себя и постараться прийти в храм.


– Отец Вениамин, все знают, что старая вера – очень строгая, даже консервативная. Может быть, поэтому у неё не так много сторонников…


– Мы такие же православные, как и новообрядцы. В 988 году, когда князь Владимир крестил в Днепре первых людей, и до патриарха Никона у нас все было единым. Старообрядцы не приняли нововведений: мы по-прежнему крестимся двумя перстами, крестим в нашу веру только через купель, исповедь у нас обязательно индивидуальная. Не для того наши прадеды выбрали эту веру, чтобы мы от неё отказались.


За 250 лет раскола старообрядцев и уничтожали (для этого даже присылались регулярные войска), и притесняли (например, не пускали в школы детей). Лишь после выхода законов 1905 года нас перестали притеснять. Однако годы раскола не скоро будут забыты.


Старообрядцы много сделали для развития промышленности и торговли нижегородского края и Городца, они оказали большое влияние на культурную жизнь. Тем более обидно было прочесть в газете о том, что они активно используют в лечении заговоры и магические ритуалы.


Вера в заговоры – вовсе не характерная черта старообрядчества. Это черта язычества, дикости, и если она где-то до сих пор сохраняется, то лишь как пережиток прошлого.


Хорошо, что девочки из пятой школы изучают старообрядчество, ратуют за возрождение святых источников, создание новых туристических маршрутов. Они подходили ко мне за содействием. Однако как священник должен сказать, что целительство с помощью заговоров и петухов – смертный грех. Святая вода помогает, но целебной её могут сделать только молитвы. Людей, способных с помощью молитвы делать воду целебной, единицы, а бабушек-экстрасенсов множество. Но кроме вреда от них ничего не жди. По правилам святых отцов за обращение к таким «целителям» православные христиане отлучаются от причастия на семь лет. Люди после таких обращений могут получить облегчение, но затем болезнь обостряется, и кроме неё появляется много других. Больше всего страдает психика. Это должны знать все.


– Отец Вениамин, как нам кажется, главная цель обсуждаемой работы – краеведение, т.е. познание обычаев, традиций нашего края. Заговоры – и этому учат филологов – один из самых древних видов народной словесности. Записать их – огромная удача для собирателей фольклора. Поэтому работа девочек – ценный материал для изучения древних славянских верований, ведь в настоящее время такие поэтические виды творчества почти исчезли. Попробуем с этой стороны посмотреть на работу юных краеведов, людей современных, которые, конечно же, при болезни, прежде всего, побегут в поликлинику, а не к бабушке-знахарке. И потом, всему хорошему надо учиться. Одна женщина, прочтя обсуждаемый материал, сказала: «Если бы мы хотя бы на одну десятую берегли природу, воду, целебные источники так, как это делали и делают старообрядцы! Тогда были бы чистыми и Волга, и Узола, и Святоозеро. И жизнь наша среди этой красоты была бы совсем иной».


И последнее, о чём бы хотелось Вас спросить. Церковь Успения Пресвятой Богородицы в девяностых годах восстанавливали всем миром. Какие трудности есть у храма сегодня?


– Их много. К храму не подведена вода, нет и газа. Церковный домик, в котором мы живем, холодный, отапливается дровами, удобств нет, четыре нижних венца сгнили. Внутри храм оформлен, но вместо купола – обычный потолок. А ведь в церкви должна быть соответствующая акустика. Довольно высокая плата за электричество. При этом нельзя забывать, что приход у нас малочисленный и состоит в основном из старушек. Хотелось, чтобы кто-нибудь из состоятельных старообрядцев проявил заботу о церкви. Здесь, на этом свете, хоть всей землей владей – умрешь и ничего с собой не унесешь. Люди, дающие деньги на храм, имеют надежду, что им есть с чем прийти к Господу.


Беседовала Нина ДМИТРИЕВСКАЯ
Категория: Краеведение | (2007-Июл-20) | Автор: Нина ДМИТРИЕВСКАЯ
Просмотров: 1233
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
• Поиск •
• Друзья •
  • Городецкая заваLinkа
  • Волжский перекрёсток
  • Городецкая роспись
  • Городецкий пряник
  • У Кольцова колодца
  • «Городецкий вестник» © 2006–2024 Анализ интернет сайта Goon Каталог сайтов