Суббота, 8 сентября 2007 года, № 101-13858 В августе Городец посетил известный петербургский художник, член Союза художников России, наш земляк Виктор Ануфриев. В Городце его корни, здесь живёт его мама, здесь он отдыхает от ритма больших городов, черпает вдохновение. В Городце же есть и небольшая галерея художника, расположенная в ресторанно-гостиничном комплексе «Яръ». В нынешний приезд к картинам-этюдам о Городце, написанным Виктором в прошлом году, он добавил 25 новых работ, десять из которых – этюды, выполненные Ануфриевым в апреле в Бельгии, в городе Льеж. С художником побеседовал Михаил Федосеев, один из инициаторов организации художественной галереи в комплексе «Яръ». – Виктор, твою выставку в Городце открывали в сентябре прошлого года. Что интересного произошло у тебя за год? – Много работал, участвовал в нескольких выставках в Голландии, Финляндии. Не всегда даже удаётся отследить, где выставляются картины. Галеристы, с которыми я сотрудничаю, могут выставить работы в разных точках земного шара, например, в Эквадоре, Колумбии, Венесуэле, даже на Галопогосских островах. В апреле я ездил на месяц в Бельгию, в город Льеж, по приглашению известного московского скульптора Александра Таратынова, который проживает сейчас в Нидерландах, имеет в Европе несколько своих галерей, одна из которых расположена в Льеже. Там я написал около сорока городских этюдов. Большую часть оставил в Бельгии, а часть вот привёз в Городец. Перед самым приездом сюда участвовал в оформлении интерьеров коммерческого банка «Санкт-Петербург». Шестого сентября открывается выставка в Гааге (Голландия), где я должен представить 20-25 работ. Галерейщицу, пригласившую меня, подводить нельзя. Два года назад она продала много моих картин. У неё хорошие отношения с королевским домом Нидерландов. – Какие направления в живописи сейчас наиболее востребованы на рынке? – Людей интересуют самые разные работы. И в России, и на Западе. По всему миру несметное количество галерей. Одни ориентированы на абстрактное искусство, другие на реализм, третьи на модерн и т.д. Можно найти всё. Год назад галерейщица Марта из Эквадора приобрела у меня одну хорошо прописанную работу о Городце. Её муж попросил: «Это для меня, будет висеть у меня дома». Так что в Южную Америку ушли городецкие домики, залитые солнцем. Нужно сказать (улыбается), что когда изображается природа, то людям больше нравятся тёплые работы, чтобы присутствовало солнце, а вот специалистам, хорошо разбирающимся в живописи, всё равно, какое состояние природы – было бы хорошо написано. – Виктор, недавно в галерее «Яръ» гости из Тюмени приобрели твою картину о Городце «Жёлтый домик». Какие чувства у художника, когда картина уезжает далеко? – Знаешь, если бы работы не продавались, было бы не на что жить. В жизни я занимаюсь только живописью. А у меня семья, трое детей, жизнь в Санкт-Петербурге очень дорогая. Когда картины продаются, это позволяет художнику нормально существовать и заниматься творчеством. А с другой стороны, когда уходят лучшие работы, то немного жаль, так как их присутствие в мастерской даёт возможность идти дальше, подпитываясь от них, они являются мощным положительным стимулом для дальнейшего развития творчества. А если работы «чуть похуже», то развитие может идти, питаясь уже от других корешков, поэтому художнику очень важно, чтобы ряд его лучших работ был вместе с ним, в поле зрения, давая мощный творческий заряд. Бывают такие «космические прорывы», когда в картине всё мощно, оказывает сильное воздействие. Я говорю именно о них. – Как ты относишься к критике? Ведь наверняка не всем же нравится твоё творчество, кроме того, всегда у успешных людей в искусстве есть и завистники. – Я давно для себя решил эту проблему. Считаю, что даже хорошо, когда тебя ругают. При этом происходит внутренняя мобилизация и обостряются творческие способности. Главное – работать. Вот если бы просто не замечали – было бы хуже. А так – грех жаловаться, мои работы пока востребованы. Надо сказать, давно уже прошло то время, когда занятие искусством было на грани «полуудовольствия». Сейчас в мире всё очень жёстко. Даже очень успешные художники, модные, востребованные – все находятся в постоянном напряжении, много перемещаются, работают. Нужно прилагать огромные усилия (и денежные средства, естественно), чтобы продвигаться на рынке. Под лежачий камень вода не течёт. Приходится заявлять о себе и через Интернет, где есть мои странички, через каталоги, различную печатную продукцию. Вот сейчас, например, заканчивается изготовление большого цветного календаря на 2008 год с моими работами. При тираже в 1000 экземпляров его стоимость составила 5600 долларов. – В интернете я прочёл, что твои произведения относят к категории «модерн». А как ты сам определяешь их? – Начиная с 1991 года я сделал тысячи цветных работ в смешанной технике на бумаге (финский картон) – масло, акрил на грунтованном картоне. Стиль этих работ считаю своим «ноу-хау». Картоны все эти годы пользуются довольно устойчивым успехом. Сначала делаю эскиз, подготавливаю бумагу и начинаю «колдовать». Техника выработалась в процессе обучения ещё в академии им.В.Мухиной в Санкт-Петербурге (1982-1991 гг., факультеты архитектурный и монументальной живописи), когда много приходилось работать над иконами, расчищать их, реставрировать, «укладывать». Это нашло отпечаток в моих «фигуративных» работах. Большое влияние оказало творчество художника Либерова, который занимался монотипией на холсте, а я вот на бумаге. Последние года три переношу многие темы с бумаги на холсты. – Хорошо помним твою выставку в 1995 году в Городецком краеведческом музее. Кстати, упоминания о ней можно найти во многих источниках, где речь идёт о художнике Ануфриеве. Как ты сейчас оцениваешь те давние работы? – После той выставки сделано огромное множество работ, похожих по технике исполнения на выставленные тогда в музее. Конечно, заметно набил руку и, смею думать, укрепил мастерство. Но о тех, давних работах, нельзя сказать, что они были хуже. Это как у многих художников – просто другой период творчества. – Как тебе Городец? Что ты о нём думаешь? – Городец – это моя родина. Здесь я родился и получил первые навыки живописи в школе и на худграфе в пед-училище. Сюда я возвращаюсь снова и снова. Но чтобы стать профессиональным художником или, например, хорошо научиться играть на рояле, приходится ехать в большие города, где отлажена система обучения. Там же и большой бизнес. Вот, для примера, если бы я на два дня раньше в августе выехал в Городец, то у меня бы сорвался крупный заказ в Санкт-Петербурге.
|