Четверг, 4 октября 2007 года, № 112-13869 Слова великого поэта «в начале жизни школу помню я» имеют отношение к каждому из нас, потому что нет человека в жизни которого не было бы школы, периода ученичества. Я тоже хорошо помню школу №14, небольшую, уютную, почти домашнюю, куда я пришла первоклассницей. Затем была шумно-многолюдная школа №3, моя «взрослая» школа, которую я закончила на пороге юности. Но при всей значимости этих школ, при всей благодарности им, другая стала для меня смыслом жизни, определила моё предназначение и помогла реализовать все возможности и стремления. Это школа №15, директором которой в течение 20 лет был Ветелев Станислав Вячеславович. 23 сентября Станиславу Вячеславовичу исполнилось 75 лет. Возраст достойный и солидный. Именно в такие дни память возвращает нас к дорогим и далеким годам юности, когда всё только начиналось… – Станислав Вячеславович, расскажите, каким было ваше приобщение к профессии? – Закончив в 1951 году педучилище в городе Городце, поехал на Чукотку, где сразу начал работать директором. Добирался до о.Айон шесть месяцев. Через год, подобно жёнам декабристов, приехала ко мне Мария Александровна, с которой мы уже 55 лет вместе. – Станислав Вячеславович, так вы со студенческой скамьи и сразу в директора? А какой была ваша первая школа? – Дело в том, что прежде чем начать работать, школу нужно было построить. Так что школы я строил себе сам. И первую – тоже, а в 1953 году – вторую в поселке Усть-Чаон. Там родился в нашей семье сын Сергей, а в 1955 году – дочь Ольга. В этом поселке мы прожили до конца 1955 года, А после возвращения из отпуска - новость. Меня назначили директором другой школы, в райцентре Певек, и опять её надо было строить, потому что старая школа сгорела. За время работы в Певеке закончил Якутский университет по специальности история и археология. И вдруг новое назначение – И опять директором? – Директором школы-интерната. – И опять строили? – Да. Стройка была грандиозная: здание со столовой, гаражами, спальными корпусами. – Станислав Вячеславович, а когда же вы решили тронуться «с милого севера в сторону южную»? – Дети подрастали, надо было основательно подумать об их будущем, да и родители старели и очень скучали. Так что решение вызрело твердое и однозначное: возвращаться в родные места. А вот увольняться пришлось с большими трудностями: не отпускали. Грозили исключением из партии, а в кармане уже был приказ о назначении в школу № 15. За неделю собрался, 30 кг груза – в самолет, и всё. Я в Заволжье. А вот здесь начинается новая страница в книге жизни Станислава Вячеславовича. Мы её напишем сами. Никто не станет спорить с тем, что в любом деле очень важна личность руководителя. А в школе – особенно, потому что директор определяет стиль работы педагогического коллектива, особенности взаимоотношений учителей с учениками, друг с другом. Он создал особый, присущий нашей школе стиль работы, сочетающий высокую требовательность учителя к себе, к своему профессиональному уровню с заинтересованностью в успехах каждого школьника, особенно обделенного вниманием и заботой в семье. Каждый, кто желал работать в школе №15, должен был знать, что имеет право на ошибку, но не имеет права быть равнодушным даже в мелочах. Если учитель прошёл мимо брошенной в коридоре бумажки, не остановил бегущего сломя голову подростка, не проверил, все ли ребята в холодную погоду застегнули пуговицы и натянули варежки, для Станислава Вячеславовича повод побеседовать с учителем. «В педагогике не бывает мелочей», – так он учил нас, тогда ещё совсем молодых учителей. И мы запомнили это навсегда. Он руководил школой 20 лет. За это время выросло целое поколение учителей, которым школа №15 дала путёвку в жизнь, определила их отношение к профессии, да и сама школа приобрела «лица необщее выражение». Не одно поколение заволжан, вышедших из стен этой школы, вспоминает смотры строя и песни, поездку в Звездный городок, районные и областные «Зарницы», незабываемые вечера в лагере труда и отдыха. Главное, что к любому делу все относились с максимальной ответственностью, будь то работа на полях подшефного колхоза или концерт перед родителями. Всё нужно делать с полной самоотдачей, «себя не оставляя на потом» – вот то, что отличает эту школу, что было воспитано директором в учителях и учениках. Значение слова «учитель» знакомо всем, но мы по-особому осмысливаем сочетание слов «учитель школы №15»: это человек, преданный своему делу, воспитанный на лучших традициях этой школы, ощущающий свою причастность высокому назначению: «ребенка воспитать – дать миру человека». Эти традиции, эти принципы жизни были заложены в нашей школе Вами, Станислав Вячеславович. Низкий поклон Вам за эту науку! Т.МУРТАЗИНА в соавторстве со всем коллективом учителей и учащихся
|