Воскресенье, 2024-Май-19, 10:38:53

Электронная версия газеты, выходит с мая 2006 года
Приветствую Вас Гость | RSS
• К 90-летию газеты •
[2012-Фев-05]
Салов В.М. На 90-летие «Городецкого вестника»
[2012-Янв-12]
«Ни слов, ни души не жалея»
[2011-Ноя-03]
Верные друзья газеты
• Навигатор •
• Публикации •
В городе нашем [191]
Вопрос–ответ [17]
Здравоохранение [43]
Земляки [209]
К 90-летию газеты [41]
Культура [155]
Краеведение [119]
Литературное творчество [35]
Народные промыслы [47]
О местном самоуправлении [211]
Образование [123]
Правопорядок [106]
Патриотизм [29]
Происшествия [15]
Разное [110]
Социальная жизнь [99]
Физкультура и спорт [107]
Экономика [210]
• Последние выпуски •
[2013-Сен-23][Социальная жизнь]
МФЦ заработает в октябре
[2013-Сен-23][О местном самоуправлении]
С оперативного совещания
[2013-Сен-23][Физкультура и спорт]
Strongman

[Краеведение]
Статистика

Главная » Статьи » Разное

Альма-матер для добрых пастырей
Суббота, 3 июля 2010 года, № 70-14270

Всё-таки в удивительное время мы живём: мир меняется буквально на глазах. Ещё лет пять назад никто бы и не помыслил, что в Нижегородскую духовную семинарию, самое закрытое учебное заведение области, будет организован пресс-тур для группы журналистов, в основном молодых девушек.

К семинаристам в гости
Тем не менее такая необычная встреча случилась, и она проходила в рамках проекта «Говорить с молодыми о вере», поддержанного Благотворительным фондом преподобного Серафима Саровского и Союзом журналистов Нижегородской области.

В ясный солнечный день представительницы СМИ собрались возле величественного белоснежного Благовещенского монастыря (семинария, как известно, находится при этой обители). Золотые купола весело сияли на солнце и создавали приподнятое, радостное настроение встречи с чем-то необычным, светлым и возвышенным.

И в таком состоянии журналисты пребывали целый день: и когда ходили по просторному, чистому, без единой соринки на светлых полах, зданию семинарии, по тихим классам с неизменным фортепиано (занятия вокалом необходимы любому священнослужителю), и когда обедали в яркой, нарядной, расписанной в иконописной традиции трапезной.

Мы посетили церковно-исторический музей с уникальными экспонатами — настоящими святынями православия, побывали в библиотеке, оборудованной выдвижными импортными стеллажами. Кроме книг, здесь собрана богатая видеотека, причём не только с фильмами золотого фонда киноискусства, но и спорными, «продвинутыми», шоковыми – будущий священник должен знать жизнь без прикрас.

Мы не могли не побывать в настоящей жемчужине церковного зодчества — Алексеевской церкви с её уникальным фарфоровым иконостасом, в которой в советские годы размещался планетарий. Семинаристы принимают активное участие в жизни этого храма: поют и читают на клиросе, пономарят, осваивают практику колокольного звона.

И, конечно, журналисты встретились с руководством и преподавателями семинарии, пообщались с семинаристами. Умелым гидом-организатором стал для нас иерей Василий (Спирин), преподаватель семинарии, главный редактор объёдинённой редакции СМИ Нижегородской епархии, член Союза журналистов.

История далёкая и близкая
Нижегородская семинария, духовная школа на Волге, основана в 1721 году сподвижником Петра Великого Преосвященным Питиримом, архиепископом Нижегородским и Алатырским. За годы своего существования учебное заведение, где взращивались будущие священники (слово «семинария» происходит от латинского, означающего «рассадник»), дало России немало выдающихся церковных пастырей, учёных- богословов и просветителей.

Золотым десятилетием для семинарии стал период святительства Преосвященного епископа Дамаскина (Руднева) (1783–1794). Этот архиерей отличался глубокой учёностью, состоял членом Российской Академии наук и слыл полиглотом.

В Нижнем Новгороде, в семинарских стенах учился Сергий (Страгородский), сын арзамасского священника, ставший крупным учёным-богословом, ректором Петербургской духовной академии, а в сентябре военного 1943-го избранный Патриархом Московским и всея Руси.

Своим педагогическим призванием Нижегородской семинарии обязаны автор знаменитого «Русского букваря» В.П. Вахтеров, лицейский наставник А.С. Пушкина В.М. Архангельский, Н.А. Добролюбов…

Революция 1917 года прервала благотворную деятельность старейшей в России Нижегородской духовной семинарии. Лишь с 1993 года она была возрождена сначала в качестве духовного училища при Благовещенском мужском монастыре, а затем получила статус негосударственного высшего учебного заведения с пятилетним курсом обучения. В 2000-м году состоялся первый выпуск по новой программе.

Не изолятор, а духовная теплица
И всё же статус любого негосударственного учебного заведения рождает свои проблемы. Главная: есть лицензия на право образовательной деятельности, но нет государственной аккредитации, и механизм её получения пока не разработан.

— Всё же мы надеемся, что в ближайшие годы наши выпускники будут приравнены к выпускникам светских вузов. А пока они могут поступить на богословско-теологический факультет педуниверситета и получить государственный диплом по специальности «Православная теология», — пояснил нам ситуацию проректор семинарии по учебной работе, доцент протоиерей Александр (Мякинин).

С этого пояснения начался довольно продолжительный разговор с отцом Александром, кандидатом богословия, который на все вопросы журналистов отвечал предельно откровенно. Он отметил, что семинария — учебное заведение закрытое, но не изолятор от внешней жизни. Здесь особый микромир, потому что важно, чтобы семинаристы «интеллектуально питались, духовно укреплялись, чтобы вошли в традицию, в особый строй церковной жизни — только в этом случае они смогут стать добрыми пастырями церкви».

В семинарию принимают посланцев разных епархий — конечно, Нижегородской, а также Архангельской, Чувашской, Московской. Обучение бесплатное. Стипендия маленькая — всего 300 рублей, но семинаристы находятся на полном обеспечении. Если это мальчик из малообеспеченной семьи, время от времени ему оказывают материальную помощь (на одежду, зимнюю обувь и т.д.).

Выпускник сам выбирает свой дальнейший путь. Он может решиться на безбрачный образ жизни и стать монахом. Если женится, открывается возможность принятия сана священника (священников, кстати, в России не хватает). Ну а если подходящей невесты пока нет, выпускник остаётся в мирском состоянии: становится преподавателем в воскресной школе, катехизатором, сотрудником православного издания.

Отметим, что даже на первом курсе учатся люди разных возрастов (кто-то после светского вуза). Ясно, что молодёжная среда далеко не ангельская, но дедовщины ни в каком виде нет.

Первый курс — самый сложный, здесь максимальное количество отчислений. Кто-то не справляется с учёбой (а учиться здесь непросто), кто-то вдруг осознаёт, что выбрал не свою дорогу. Педагоги к этому относятся с пониманием: если человек уходит из семинарии, это вовсе не означает, что он уходит из Церкви.

Сейчас на дневном отделении (стационаре) обучается 90 человек и около 200 — на заочном. Поступающие кроме экзаменов по русскому языку и истории России должны знать молитвы, уметь прочитать церковнославянский текст, спеть обиходное церковное песнопение, т.е. иметь определённый опыт церковной жизни. Неплохо, если молодой человек обучался в воскресной школе.

Распорядок дня семинариста — вещь устоявшаяся. В семь утра подъём, молитвенное правило в храме, завтрак. С девяти утра и до трёх дня — занятия.

Для будущих священников открыто компьютерное пространство, но только в классах. В общежитии пользоваться компьютером запрещено, ибо это «вещь очень привязчивая». Здесь придерживаются принципа, провозглашённого некогда апостолом Павлом: «Всё мне позволительно, но не всё полезно».

Напряжённая учёба, многочисленные факультативы, а со всем этим сидячий образ жизни полезными для здоровья не назовёшь. К тому же среди учебных предметов физкультуры нет. Но ребята занимаются физическими упражнениями в специальной спортивной комнате, а по воскресеньям посещают спортивный зал одной из школ — играют в футбол, теннис, ходят в бассейн.

И с девушками возможность общения тоже имеется. Иначе откуда же взяться будущим матушкам? В Нижнем есть женское епархиальное училище, а также отделение сестёр милосердия при медицинском колледже. Молодые люди совместно отмечают церковные праздники, совершают паломнические поездки в Дивеево и другие святые места.

Влюбляются, а порой и женятся во время учёбы. Существует незыблемая традиция: если студент захотел жениться, он подаёт прошение ректору семинарии, архиепископу Нижегородскому и Арзамасскому Георгию. Владыка обязательно встречается с каждой парой, беседует и с семинаристом, и с девушкой – ведь это будущая матушка, и надо понять, насколько она готова разделить нелёгкую судьбу будущего батюшки, поддержать его в трудную минуту.

Иногда владыка советует повременить со свадьбой, но чаще всего даёт благословение. Выписывается премия — 15 тысяч рублей, и уже тогда молодые могут венчаться. Если студент женится без благословения, он автоматически отчисляется (хотя таких случаев пока ещё не было). И вообще при любых серьёзных проблемах студент может попросить встречи с владыкой, и архиепископ Георгий никогда в ней не откажет, хотя и занят сверх меры.

Легко ли быть семинаристом?
Конечно, нет. Во время нашего посещения молодые люди сдавали экзамены. Волновались, как обычные студенты, бледнели, усердно молились, но при возможности кто-то и списывал: человеку ничто человеческое не чуждо…

С одним из семинаристов нам удалось побеседовать. Итак, студент четвёртого курса Михаил Ягафаров из Дзержинска, 23 года. Обаятельный, тонкий, по-восточному красивый и очень умный. Старается подробно ответить на каждый вопрос.

— Михаил, как Вы пришли в семинарию?

— Учился в педагогическом университете по специальности «Русский язык и литература». У меня был хороший преподаватель — он сам пришёл к вере и приобщил нескольких студентов, в том числе и меня. Теперь я заканчиваю университет, но заочно.

— В Вашей семье были верующие?

— Нет. Отец, татарин (он умер), не был мусульманином, скорее был атеистом. И я до поры до времени думал, как и все вокруг, что религия — опиум для народа. Сейчас мама пришла к вере — может быть, благодаря мне. Есть брат, он работает инженером в Нижнем Новгороде. К моему выбору относится спокойно.

— Вы уже решили стать священником?

— Пока нет. Вообще семинария — не исключительно кузница священнических кадров. Она даёт религиозное образование и правильный вектор, как нужно понимать религию и как к ней относиться. В Америке есть очень известная наша семинария — Свято-Владимирская. Там готовят священников, но становятся ими довольно зрелые люди, которые уже знают жизнь и могут сказать о ней нечто важное… Человек, получивший диплом светского учебного заведения, считается специалистом. Специалистом по вере быть нельзя. Вера — вещь субъективная, тонкая, внутренняя... Кем я буду, не знаю: может быть, преподавателем ОПК (основы православной культуры) в школе, может быть, педагогом семинарии…

— Чем занимаются семинаристы, кроме учёбы?

— Здесь много талантливых ребят: играют на музыкальных инструментах, поют, пишут стихи. Я тоже пишу. Очень люблю Мандельштама, Есенина, Пастернака, да и вообще весь серебряный век. Люблю зарубежных поэтов: Рильке, Артюра Рембо…

— Все говорят о близком конце света. Как Вы себе это представляете?

— Я знаю, что умру. Но я не сторонник нагнетания мрачных настроений по поводу близкого конца света. Да, общество слишком озабочено стяжательством, погоней за сиюминутными мелочными вещами. И всё же, мне кажется, мир ещё полон жизни, и слава Богу, в нём немало хороших людей. Да, он слегка пошатывается, но, будем верить, устоит…

Категория: Разное | (2010-Июл-12) | Автор: Нина ДМИТРИЕВСКАЯ
Просмотров: 867
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
• Поиск •
• Друзья •
  • Городецкая заваLinkа
  • Волжский перекрёсток
  • Городецкая роспись
  • Городецкий пряник
  • У Кольцова колодца
  • «Городецкий вестник» © 2006–2024 Анализ интернет сайта Goon Каталог сайтов