5 февраля 2011 года, № 12-14357 В ноябре 2011 года наша районная газета будет отмечать 90-летие со дня основания. В связи с юбилеем нам бы хотелось рассказать о газете, о людях, которые её выпускали в разные годы. И если про пятидесятые, шестидесятые, семидесятые годы ветераны редакции ещё могут что-то вспомнить, то узнать хоть что-нибудь о людях, стоявших у самых истоков выпуска газеты «Поводырь» в 20-е годы прошлого века, практически не представлялось возможным. А время было необычайно интересное, контрастное. И наш «Поводырь» насквозь был пропитан духом классовой борьбы, свержения разного рода авторитетов. Двухполосный листок всячески пропагандировал новые жизненные принципы. Об этом говорят рубрики: «Красная байка», «Красная указка», «Страничка красной молодёжи». В отличие от современных газет, выполняющих, прежде всего, информационную функцию, «Поводырь» был агиткой, прокламацией и по содержанию, и по оформлению. Фамилий авторов под заметками было немного. В основном они подписаны были так: «обыватель», «овод», «штык», «Сенька Гусляр», «прохожий», «Дядя Макар». Лишь одна фамилия была нам доподлинно известна — ответственного редактора А.Ф. Морозова. Как печаталась газета в Городце, в типографии уездного отдела народного образования, и кто иллюстрировал острые фельетоны Дяди Макара выразительными карикатурами, мы не знали. Хотя с уверенностью можно сказать, что нет и не было никогда в редакции районки сотрудника, который бы хоть раз с трепетом и восторгом перед смелостью и гражданской позицией своих коллег по перу не полистал тоненькую пожелтевшую подшивку «Поводыря». Узнать что-либо про этих людей, революцией мобилизованных и призванных, могло помочь лишь чудо. И оно случилось в год 90-летнего юбилея газеты, которая отсчёт своей биографии ведёт от «Поводыря». Сначала в редакции раздался телефонный звонок, а через некоторое время объявились воочию две симпатичные дамы, двоюродные сёстры Галина и Наталья в девичестве Чапкины. Приехали они в Городец из-за подшивки «Поводыря», хранящейся в нашем архиве. Обе они заинтересовались родословной своей семьи и выяснили, что один из их предков Михаил Фёдорович Чапкин в двадцатые годы работал в «Поводыре» художником. Действительно, при внимательном рассмотрении иллюстраций, в уголках многих из них обнаруживается автограф «МЧ» или даже полная фамилия «Чапкин». Иллюстрации, выполненные рукой художника, столь выразительны, так соответствуют духу времени, что кажется, что он был и соавтором фельетонов Дяди Макара. А между тем от наших гостей мы узнали, что Михаил Фёдорович Чапкин был дворянином. Предок Чапкиных вписан в дворянскую книгу Смоленской губернии. Земля у них была в Макарьевском уезде Нижегородской губернии. Галина и Наталья Чапкины привезли нам в подарок ксерокопию газеты «Нижегородская коммуна» от 18 апреля 1928 года, где помещена статья «Памяти М.Ф. Чапкина». Из неё мы узнали, что Михаил Фёдорович был талантливым человеком с твёрдым характером и необыкновенной судьбой. С семилетнего возраста после скарлатины Чапкин оглох и не слышал ни звука. Один глаз у него плохо видел. Но несмотря на физические недостатки, он окончил полный курс высшей художественной школы «при том настолько удовлетворительно, что выставленные им в Академии картины были признаны одними из лучших и удостоились в специальной печати самых лестных отзывов со стороны видных мастеров». В 1922 году Михаил Фёдорович жил в Городце. Писал декорации к театральным постановкам в Народном доме и работал в редакции уездной газеты «Поводырь», делая иллюстрации к фельетонам. На кусках старого половика из линолеума Чапкин резал такие уморительные карикатуры на кулаков, попов, пьяниц, что они проклинали одинаково и автора фельетонов, и гравёра. Были даже откровенные угрозы избить. И, возможно, угрозы, претворённые в чёрные дела, укоротили жизнь талантливого художника. В 1923 году Чапкин стал работать в «Нижегородской крестьянской газете». Он радовался новым открывшимся перспективам. Теперь он делал рисунки для цинкографии, отделывая их со всей тщательностью. Работы его перестали зависеть от ломкости линолеума и стали ещё выразительнее, что наверняка не очень нравилось героям его карикатур. Однажды он был сильно избит. У него была проломлена голова. Усилиями врачей жизнь Чапкина была спасена, но он стал часто болеть, жаловался на головные боли. Последний год Михаил Фёдорович работал преподавателем рисования в школе глухонемых и был председателем ВОГ. Неожиданно начавшийся воспалительный процесс в ухе потребовал срочной операции. Она прошла успешно, но после неё у Чапкина сделались буйные припадки. Он был отправлен в психиатрическую больницу, где и умер. Жил Михаил Фёдорович Чапкин в одно из самых сложных времён в истории страны. Нам не известно, как формировалось мировоззрение художника. Был ли он революционером по убеждениям или за острыми карикатурами на злобу дня скрывал своё дворянское происхождение? Но в любом случае это был незаурядный человек, творческая, талантливая личность. Его рисунки определили лицо «Поводыря», позволили наряду с публикациями донести до потомков дух времени. Остаётся добавить, что автором статьи «Памяти М.Ф. Чапкина» в «Нижегородской коммуне» был А. Морозов. Можно предположить, что с 1921 по 1923 годы именно он был ответственным редактором «Поводыря». И судя по тому, как хорошо он знал М.Ф. Чапкина, их дружба, завязавшаяся в Городце, продолжалась всю жизнь. Так, благодаря увлечению наших современников своими родословными, для нас открылась одна из первых страниц долгой и славной истории городецкой районной газеты.
|