Воскресенье, 2024-Май-19, 02:35:12

Электронная версия газеты, выходит с мая 2006 года
Приветствую Вас Гость | RSS
• К 90-летию газеты •
[2012-Фев-05]
Салов В.М. На 90-летие «Городецкого вестника»
[2012-Янв-12]
«Ни слов, ни души не жалея»
[2011-Ноя-03]
Верные друзья газеты
• Навигатор •
• Публикации •
В городе нашем [191]
Вопрос–ответ [17]
Здравоохранение [43]
Земляки [209]
К 90-летию газеты [41]
Культура [155]
Краеведение [119]
Литературное творчество [35]
Народные промыслы [47]
О местном самоуправлении [211]
Образование [123]
Правопорядок [106]
Патриотизм [29]
Происшествия [15]
Разное [110]
Социальная жизнь [99]
Физкультура и спорт [107]
Экономика [210]
• Последние выпуски •
[2013-Сен-23][Социальная жизнь]
МФЦ заработает в октябре
[2013-Сен-23][О местном самоуправлении]
С оперативного совещания
[2013-Сен-23][Физкультура и спорт]
Strongman

[Краеведение]
Статистика

Главная » Статьи » Экономика

ОАО «ЗМЗ»: ситуация и прогноз развития
Суббота, 18 февраля 2012 года, № 19-14510


СИТУАЦИЯ.
ОАО «Заволжский моторный завод» изначально, с момента образования — 17 апреля 1958 года — технологически и продуктово было ориентировано на обеспечение заявок Горьковского автозавода по поставкам двигателей на комплектацию грузовых и легковых автомобилей марки «ГАЗ». На долю ГАЗа приходилось более 80 % всех выпускаемых ЗМЗ двигателей. Объёмы производства в период плановой экономики и с учётом заявок ГАЗа, обеспечивающего потребности народного хозяйства СССР, превышали 350 тысяч двигателей.

За годы развития ЗМЗ в число потребителей его двигателей вошли автозаводы ПАЗ и УАЗ. Однако объёмы поставок на ГАЗ неизменно оставались доминирующими и формировали экономику предприятия, имеющего статус градообразующей компании, обеспечивали налоговую базу и рабочие места в регионе.

В 2009 г. главный акционер ГАЗа принял решение по стратегическому развитию своего автомобильного бизнеса, в частности Горьковского автозавода, без продолжения сотрудничества с ЗМЗ.

В результате чего в 2009 г. объёмы производства ОАО «ЗМЗ» сократились к факту 2008 г. в четыре раза — с 203 тысяч до 50 тысяч двигателей.

ЗМЗ остался без своего основного потребителя двигателей.


РЕШЕНИЯ
В 2009 году, чтобы не допустить остановки предприятия и обеспечить социальную стабильность в городе и районе, основным акционером и руководством ОАО «ЗМЗ» было принято решение о максимальной загрузке мощностей ЗМЗ под заказы ОАО «УАЗ», имеющего меньшие объёмы производства, чем Горьковский автозавод.

Сегодня ключевым партнёром ЗМЗ по бизнесу является ОАО «УАЗ».

С целью сохранения бизнеса как эффективно действующего при нерастущих объёмах производства и одновременном росте тарифов естественных монополий руководство холдинга и ЗМЗ вынуждено было искать пути оптимизации затрат.

В том числе через реструктуризацию производства ЗМЗ.

В мае 2010 г. советами директоров ОАО «ЗМЗ» и ОАО «УАЗ» было принято решение о создании единой управленческой структуры для двух предприятий.

В рамках решения была поставлена задача по оптимизации коммуникаций между структурами и сокращения операционных издержек, т.к. оба предприятия являются участниками единой цепочки производства и образования конечной стоимости автомобилей УАЗ.

Реструктуризация структуры управления, в результате которой произошло укрупнение производственных цехов и участков, а также создание единой базы закупок позволили контролировать финансовые потоки в части изготовления конечного продукта и его ценообразования. При этом ЗМЗ сохранил весь модельный ряд выпускаемых двигателей: производит 4- и 8-цилиндровые бензиновые и 4-цилиндровые дизельные двигатели класса «Евро-3» для автомобильной техники УАЗ, ПАЗ, ГАЗ (в рамках госзаказа), а также запасные части для реализации на вторичном рынке.

Принятые меры по реструктуризации, оживление рыночного спроса на автомобили УАЗ позволили ЗМЗ в 2010 году увеличить к факту 2009-го объёмы производства на 49 %. Было выпущено более 75 тысяч двигателей (из них по заявкам ГАЗа было поставлено только две тысячи двигателей (в рамках госзаказа), по заявкам ПАЗа — порядка шесть тысяч двигателей), обеспечена ритмичная работа предприятия, занятость персонала, финансирование всех социальных программ и инвестирование в проекты по развитию автокомпонентной темы и проведение НИОКР.

Тем не менее достигнутые в 2010 г. объёмы по факту оказались в три раза ниже докризисного уровня 2008 г.

Прогноз развития предприятия на ближайшую перспективу
Именно возросший спрос на автомобили Ульяновского автомобильного завода — основного потребителя двигателей ЗМЗ — способствовал росту производственной программы ЗМЗ в 2010 и 2011 гг. и позволил перейти всему коллективу предприятия с 1 марта 2011 года на федеральный рабочий график.

По итогам 2011 года ЗМЗ произвёл свыше 80 тысяч двигателей всех модификаций — на 7 % больше факта 2010 года. Из них по заказам УАЗа было реализовано более 60700 двигателей — на 13,7 % больше факта прошлого года. Годовой объём отгрузки в ОАО «ГАЗ» составил 997 двигателей (госзаказ), ОАО «Павловский автобус» — 5346 двигателей, что ниже уровня 2010 года, соответственно, на 49 % и 13 %.

На 2012 год окончательно производственная программа пока не утверждена. Ведётся проработка вариантов её параметров с учётом прогнозируемых рисков, рыночного спроса и обеспечения эффективности предприятия. В структуре поставок на 2012 г. основная доля придётся на УАЗ. ПАЗ заявил количество двигателей на уровне 2011 г. От ГАЗа заявок пока не поступало.

Меры по стабилизации и улучшению ситуации на заводе
С целью сохранения бизнеса, несмотря на непростое финансовое положение, на ЗМЗ претворяется в жизнь стратегия по развитию продукта и диверсификации производства.

В 2011 г. в части развития продукта реализован перспективный проект по НИОКР и подготовке производства двигателей эко-логического класса «Евро-4» для всего модельного ряда автомобилей УАЗ и автобусов ПАЗ. Общий объём инвестиций составил порядка 200 млн руб.

30 ноября 2011 г. на главном сборочном конвейере ЗМЗ с целью отработки техпроцесса в режиме серийного производства был собран первый 4-цилиндровый бензиновый двигатель «Евро-4». 14 декабря состоялась сборка первого дизельного двигателя «Евро-4». Обе модели двигателей предназначены для комплектации автомобилей УАЗ.

В конце декабря 2011 г. после проведения квалификационных испытаний в экспериментальном цехе ОАО «ЗМЗ» и бензиновые, и дизельные двигатели «Евро-4» были переданы на УАЗ для отработки технологии сборки автомобиля на конвейере.

В настоящее время все переданные двигатели в составе автомобилей УАЗ проходят зимние эксплуатационные испытания.

В планах на 2012 год на 1 этапе согласно заказам от автозаводов-потребителей — обеспечить выпуск опытно-промышленных партий двигателей «Евро-4» и на втором этапе — перейти на серийные поставки по мере поступления заявок от потребителей.

Кроме того, на ЗМЗ с целью расширения модельного ряда двигателей, уменьшения затрат на их эксплуатацию и улучшению экологических характеристик проведена подготовка производства газобензиновых (битопливных) двигателей семейства ЗМЗ-409 (2,7 л) для автомобилей УАЗ вагонной компоновки («буханка»), «UAZ-Patriot» и «UAZ-Cargo», оснащённых газобаллонным оборудованием фирмы «Ловатто» (Италия).

Поставка этих двигателей ведётся серийными партиями по заявкам Ульяновского автозавода.

По заказу ОАО «ПАЗ» создан вариант V-образного 8-цилиндрового двигателя с увеличенным рабочим объёмом 5,05 л, с повышенными энергетическими характеристиками и потенциалом работы на сжатом природном газе.

В рамках стратегии по диверсификации с целью загрузки высвободившихся мощностей ЗМЗ реализует проекты по производству автокомпонентов под заказы иностранных и российских автопроизводителей.

С 2009 г. развивается сотрудничество с компанией «Ford», по заявкам которой в 2011 г. поставлено 180 тысяч кронштейнов — на 70 тысяч штук больше, чем за весь 2010 год. Кроме того, в 2011 г. проводилась работа по расширению географии поставок кронштейнов на заводы «Ford» в Азии. Опытные образцы изделий проходили и проходят поэтапные испытания на заводах компании в Китае и Таиланде. На 2012 г. прогнозный план составлен с учётом поставок на заводы «Ford» в Китае.

В 2011 году в 2,5 раза больше факта 2010 г. было поставлено компонентов — коленвалов для компрессоров автомобилей «КамАЗ» и по заявкам другого партнёра ЗМЗ — фирмы «Knorr-Bremse». Общий объём поставок составил 15,5 тысячи изделий. Прогнозный план на 2012 год — более 22 тысяч компонентов.

Одновременно в 2011 году на ЗМЗ был проведён большой объём работ по расширению номенклатуры поставляемых «Knorr-Bremse» изделий.

Были освоены техпроцессы обработки двух новых видов коленчатых валов: для компрессора к дизельным двигателям ОАО «Автодизель» и для компрессора к двигателю проекта «КАММИНС-КАМА», а также проведена отладка техпроцесса картера компрессора «КамАЗ».

Начало серийных поставок этих трёх новых видов компонентов запланировано на 1 квартал 2012 года.

В условиях постоянного роста цен на тарифы естественных монополий с целью поддержания конкурентоспособной цены на продукцию и сохранения спроса на ЗМЗ активно внедряются мероприятия программ по сокращению всех видов издержек, совершенствованию производственной системы, базирующейся на применении элементов Toyota Production System.

За 2011 год в производство было внедрено 123 организационно-технических мероприятия, в том числе по энергосбережению, переходу на альтернативные закупки, оптимизации техпроцессов, переводу доставки заготовок и металла с железнодорожного транспорта на автомобильный. Что в итоге позволило получить экономию более 96 млн рублей.

Большая работа проводится на предприятии по повышению конкурентоспособности выпускаемой продукции и выхода на экспортный уровень по поставкам автокомпонентов ЗМЗ. В связи с чем ОАО «ЗМЗ» с 20 по 28 октября 2011 г. успешно прошло два инспекционных аудита: в национальной системе ГОСТ Р на подтверждение действия российского Сертификата и в системе ISO на подтверждение действия Сертификата соответствия требованиям международного автомобильного стандарта ISO/TS 16949 версии 2009 года.

С целью повышения эффективности использования производственных площадей, привлечения потенциальных инвесторов и предоставления под их запросы высвобождающихся площадей для размещения производства компонентов ОАО «ЗМЗ» развивает направление по созданию индустриального парка «Заволжье» на своей промплощадке.

В 2010 году появился первый резидент — шведская компания «Trelleborg Automotive», специализирующаяся на производстве антивибрационных компонентов, которая арендовала в производственном корпусе № 4, расположенном на промплощадке ЗМЗ, площади объёмом 400 кв. м. Производство уже запущено — ведётся обработка деталей для «Рено Логан». В компании работает в том числе и нанятый с ЗМЗ персонал. С 1 октября 2011 года компания «Trelleborg» уже увеличила арендуемые площади до 1500 кв. м в корпусе № 4 с перспективой роста на 2012 г. до 3000 кв. м.

В настоящее время прорабатываются варианты по проектам с рядом крупных европейских партнёров, также проявляющих интерес к промплощадке ОАО «ЗМЗ», и сотрудничеству по компонентной теме. В частности, подготовка документов по договору с компанией «LEONI» (Франция) – производителем автомобильных жгутов проводов, имеющей производство, расположенное на территории Городецкого района (ООО «Лик Авто»), о продаже корпуса № 6 ЗМЗ находится в стадии завершения. В первом квартале 2012 г. планируется подписание договоров. При этом стоит отметить, что работа по подготовке подписания договоров не сдерживает работы по реконструкции корпуса, которыми занимается компания «LEONI».

Кадровая политика предприятия
ОАО «ЗМЗ», несмотря на экономические трудности, сохраняет весь пакет социальных программ, включая содержание оздоровительного комплекса и профилактория. За 2011 г. на социальные проекты было выделено более 36 млн руб.

Действует коллективный договор, ни разу не был нарушен график выплаты заработной платы. С 1 июня 2011 года повышены тарифные ставки и должностные оклады персонала предприятия на 15 %. Средняя зарплата по итогам 2011 г. составила 17846 руб., выросла к уровню 2010 г. на 17,6 %.

А. МАТЮШИН,
руководитель технического департамента ОАО «ЗМЗ»
Категория: Экономика | (2012-Фев-20) | Автор: А. МАТЮШИН
Просмотров: 1166
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
• Поиск •
• Друзья •
  • Городецкая заваLinkа
  • Волжский перекрёсток
  • Городецкая роспись
  • Городецкий пряник
  • У Кольцова колодца
  • «Городецкий вестник» © 2006–2024 Анализ интернет сайта Goon Каталог сайтов