Вторник, 2024-Апр-30, 15:25:55

Электронная версия газеты, выходит с мая 2006 года
Приветствую Вас Гость | RSS
• К 90-летию газеты •
[2012-Фев-05]
Салов В.М. На 90-летие «Городецкого вестника»
[2012-Янв-12]
«Ни слов, ни души не жалея»
[2011-Ноя-03]
Верные друзья газеты
• Навигатор •
• Публикации •
В городе нашем [191]
Вопрос–ответ [17]
Здравоохранение [43]
Земляки [209]
К 90-летию газеты [41]
Культура [155]
Краеведение [119]
Литературное творчество [35]
Народные промыслы [47]
О местном самоуправлении [211]
Образование [123]
Правопорядок [106]
Патриотизм [29]
Происшествия [15]
Разное [110]
Социальная жизнь [99]
Физкультура и спорт [107]
Экономика [210]
• Последние выпуски •
[2013-Сен-23][Социальная жизнь]
МФЦ заработает в октябре
[2013-Сен-23][О местном самоуправлении]
С оперативного совещания
[2013-Сен-23][Физкультура и спорт]
Strongman

[Краеведение]
Статистика

Главная » Статьи » Культура

«Отвернись злом , повернись добром!»
Четверг, 23 июня 2011 года, № 66-14411


В детстве моей самой любимой книгой была сказка «Василиса Прекрасная». Мне всегда хотелось иметь такую куколку, как у Василисы, чтобы она со мной говорила, помогала мне, радовала меня, спасала от детских страхов. Через все свои годы я пронесла это желание, которое постепенно стало моим увлечением. Чем больше я узнаю о народных куклах, тем более укрепляется во мне желание их мастерить.

Кукла имеет многовековую историю. Появившись в далёком прошлом, тряпичная кукла сохранила отголоски древнейших представлений и верований. В ней отразились народные понятия о мире, добре, красоте. В Нижегородской области (Ковернинский, Городецкий районы) до сих пор можно обнаружить таких кукол у старейших жительниц сёл и деревень. Одна из них, найденная в бабушкином сундуке, и помогла мне совершить путешествие из прошлого в настоящее.

Кукла следовала за нашими предками с самого их рождения. В русской деревне со второй половины XIX века до середины XX века тряпичная кукла была самой распространённой игрушкой деревенских детишек. Кукол этих берегли: вырастет девочка, станет мамой и куклу своей дочке передаст. Тряпичная кукла жила в каждой избе, в иных домах их было до сотни.

Оказывается, раньше куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защищать человека от злых сил, принять на себя болезнь, помочь хорошему урожаю. Так и появились первые куколки-обереги. Кукла была бережнёй, берегиней, хранительницей доброго духа. Берегиня — от слова «беречь», «оберег» (талисман). Человек брал такую куклу-берегиню, три раза поворачивался против часовой стрелки и приговаривал: «Отвернись злом, повернись добром!». Со временем куклы теряли своё магическое значение и становились игрушками, забавами для детей.

Ещё до появления ребёнка на свет каждая мать делала куколку-берегиню, тщательно соблюдая одно условие — изготовить её без ножниц и иголки. Ведь куколку нельзя было ни уколоть, ни порезать — считалось, что в ней сохраняются материнская любовь и забота. Делали куколку просто: сворачивали из цветных тряпочек, затем укладывали в пустую колыбельку, чтобы куколка «обогрела» её для малыша. Когда ребёнок рождался, куколка не расставалась с ним. Иногда для очень беспокойных детей делали куколку-бессонницу. Её укладывали спать вместе с младенцем, при этом мама приговаривала такие слова: «Сонница-бессонница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой!».

Сделанную своими руками берегиню мать дарила дочери перед её замужеством. Невесте на свадьбу было принято дарить таких кукол, чтобы в новой семье было много детишек. Нарядная кукла на капоте автомобиля во время свадьбы — отголосок именно этого обряда.

Раньше женщины собирали волосы в маленький мешочек. Из мешочка они тоже делали куклу. Если человек заболевал, его всего обкладывали такими куколками. Все верили, что они помогут больному выздороветь. Пока дети были маленькими, кукол для них шили мамы, бабушки, старшие сёстры. Одновременно малышей с пяти лет учили и самих «шить» таких куколок.

Русские женщины часто пользовались куклами-«лихоманками» или «лихорадками». Узнав о собственной беременности, баба делала сразу несколько куколок-закруток (их также изготавливали без ножниц и иголок, связывая и скручивая кусочки материи). После этого женщина заключала с одной из куколок нечто вроде договора: я, мол, к тебе со всей душой, тряпочки яркие, ленточки, но и ты не оставь — пусть, беременность протекает без проблем. Если всё шло хорошо, куколке выделялись самые яркие лоскуты и самое почётное место на полочке у икон. Если куколка плохо помогала, женщина выбрасывала её из дома и «заключала договор» со следующей.

В основе другой куколки — Крупенички — холщовый мешочек с гречихой, украшенный нитями, тканями (В тех местах, где с гречихой были проблемы, её заменяли горохом и другими крупами, и назывались уже эти куклы по-другому — Зерновушка, Горошинка). Такая кукла приманивала в дом достаток, обещала хороший будущий урожай и прибавление в семействе.

А вот с куклами, носящими название Кувадки, «игрались» мужчины. Да, да, не удивляйтесь! Именно они приносили эти куклы в баню, где в старые времена принимали роды у женщин. Куклы должны были обмануть злых духов и не пустить их к младенцу и роженице. Магические обряды защиты от нечистой силы и назывались «Кувада».

В большинстве случаев кукла — это образ женщины, богини, и поэтому, прямую связь с ней имела женщина. Но и мужчины тоже пользовались этими куклами. Женщина давала куклу мужчине, когда тот уходил в дорогу или на войну. Считалось, что кукла охраняет от гибели и напоминает о доме, очаге.

Когда я начинала делать куклы-обереги, я даже не подозревала, насколько это интересное и затягивающее занятие. Каждая кукла оживает под моими руками, я воплощаю свою детскую мечту: разговариваю с ней, делюсь своими секретами и прошу помощи. И она помогает.

Когда делаешь кукол, откликается душа. Ведь в каждой кукле есть своя суть. Сумеешь её понять — и болезни уходят, и жизнь налаживается, и в доме воцаряется мир. Именно из-за этого и делали кукол наши предки. Вот почему кукла-оберег необходима современным людям.

Свои работы я представила на областной конкурс и награждена дипломом победителя в номинации «Народная кукла».

Карина КАЛИНИНА,
студентка 1 курса ПЛ-81
Категория: Культура | (2011-Июн-29) | Автор: Карина КАЛИНИНА
Просмотров: 1162
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
• Поиск •
• Друзья •
  • Городецкая заваLinkа
  • Волжский перекрёсток
  • Городецкая роспись
  • Городецкий пряник
  • У Кольцова колодца
  • «Городецкий вестник» © 2006–2024 Анализ интернет сайта Goon Каталог сайтов