Профессия, данная Богом
Четверг, 4 октября 2012 года, № 111-14602
«Наверно, эта профессия дана мне Богом! Я никогда не хотела быть никем другим, только учителем!» — говорит Наталья Михайловна Иванова, учитель начальных классов Городецкой православной гимназии имени святого благоверного князя Александра Невского.
Детство и юность Наташи прошли в Балахне. И хотя педагогов в семье не было — отец работал начальником турбинного цеха ГоГРЭС, а мама — на колбасной фабрике, уже в раннем возрасте девочка твёрдо решила, что обязательно станет учительницей.
— Сколько себя помню, всегда играла только в школу. Перевёрнутые картонные коробки были партами, а куклы и пупсики — учениками. Я заводила им тетради, вызывала к доске, ставила оценки. Даже своего любимца, кота Тимура, усаживала за парту и учила писать и считать! — улыбается Наталья Михайловна.
Любовь к будущей профессии зародила в ней первая учительница Нина Евгеньевна, строгая, но очень добрая. Была она уже в возрасте, голоса на детей никогда не повышала, но и спуску никому не давала. И что самое главное — уже в те годы применяла игровые технологии обучения, которые позднее вошли в широкую практику как наиболее передовые.
После окончания школы в 1977 году Наташа поступила в Лукояновское педучилище. На третьем курсе тем, кто хорошо учился, предложили пойти работать в сельские малокомплектные школы. Так она оказалась в с. Вершилово Чкаловского района, где год проработала учителем начальных классов. Работать и учиться одновременно было сложно, выпускные экзамены в училище пришлось сдавать экстерном, но она до сих пор считает тот опыт бесценным:
— Коллектив в сельской школе был очень хороший, относились все друг к другу по-доброму, меня опекали, помогали в работе. И как-то всё сразу стало получаться! Пригодился мой детский игровой опыт: общий язык с детьми я нашла легко, чувствовала, что им интересно на уроках…
Уже тогда, несмотря на молодость, Наташа поняла, что педагогика — её настоящее призвание. Она любила своих учеников, умела делится этой любовью, а дети, как никто другой, умеют отличать настоящие чувства от неискренних и наигранных.
В Вершилове встретила молодая учительница свою первую и единственную в жизни любовь. Её избранник Володя учился в Горьковском пединституте на физмате. Дружили не по-современному долго — почти четыре года, в которые уложились и его армия, и учёба обоих в институте (после окончания училища Наташа поступила в Арзамасский пединститут, где старательно изучала педагогику и методику начального образования).
Забегая вперёд, скажу, что с Владимиром Александровичем они прожили 21 год, воспитали двух замечательных дочек, но, к сожалению, в 2004 году супруга Натальи Михайловны не стало.
Семнадцать лет — с 1990 по 2007 годы — она работала учителем начальных классов в средней школе № 7. Сказать, что дети любили её — значит, не сказать ничего. Наталья Михайловна умела подобрать ключик к сердцу каждого, пусть даже самого сложного и проблемного ребёнка. И никогда никого не выделяла, объясняя это просто: «все детки равны».
Она из тех учителей, чьё имя давно говорит само за себя. Не случайно, именно её пять лет назад о. Владимир Чугунов пригласил работать в православную гимназию. И что удивительно: неоднократно слышала, что и сюда, как и в обычную школу, многие родители ведут детей, чтобы попасть в класс Натальи Михайловны. Такая оценка ценна и для учителя, и для гимназии, в стенах которой в последние годы собирается педагогическая элита.
— В этом году у меня в классе 18 ребятишек — 12 мальчиков и 6 девочек, — рассказывает Н.М. Иванова. — Отличаются ли они чем-то от детей, обучающихся в обычных школах? Чаще всего, нет, разве что мата ни разу не слышала. А так — дети есть дети, встречаются и озорники, и те, кому учиться бывает лень. Иногда родители приводят к нам детей с одной целью —— на перевоспитание. Поэтому приходится перевоспитывать! Это требует много сил и времени, настойчивости, терпения, доброты, но когда всё получается — радуешься.
Конечно, в гимназии нагрузка на детей значительно больше, чем в обычной школе, считает педагог. Но, с другой стороны, дети здесь весь день под присмотром наставников и постоянно заняты делом.
— Ежедневно у нас пять уроков, потом обязательная прогулка, обед, дополнительные кружки, секции. А самое главное — уроки благочестия, церковно-славянский язык, клиросный хор… Некоторые мальчики — и это видно — уже всерьёз готовят себя к тому, чтобы стать священнослужителями, помогают в храме на службах. Но есть и те, кто не справляется с нагрузкой, уходит назад, в обычные школы. Что тут скажешь? У каждого — свой выбор.
Главным в профессии педагога во все времена было и остаётся одно — любовь к детям. Без неё не стать настоящим учителем, не набраться мастерства, не достичь профессиональных вершин. И что ещё очень важно — без любви нельзя помочь детям раскрыть их таланты и способности, научить вере в свои силы.
— Что меня больше всего беспокоит — это то, что многие родители перестали воспитывать своих детей, — переживает Наталья Михайловна. — Детки приходят в первый класс — даже сказок не знают, грамотно построить свою речь не могут, самый простой текст пересказывают только по наводящим вопросам. Зато знают многое из того, что им и знать-то в этом возрасте ни к чему! К сожалению, во многих молодых «продвинутых» семьях интернет заменяет живое общение. С ребёнком не разговаривают, не читают ему книги, и всё это ведёт к низкому уровню развития его интеллекта. Поэтому учителям в школе — хоть в простой, хоть в православной — сейчас работать значительно труднее, чем тридцать лет назад, когда я только начинала педагогическую деятельность. И всё же, я уверена, что эта профессия будет всегда! Мир без учителей погибнет. Поэтому тем, кто выбирает для себя эту трудную, но благородную профессию хочу пожелать терпения — без него в школе делать нечего! И конечно же, любви — к детям и к своему делу!
|
Категория: Образование | (2012-Окт-03)
| Автор: Ирина ХРАМОШКИНА
|
Просмотров: 679
|
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|