Вторник, 17 августа 2010 года, № 89-14289 Мастеровые династии. От отца к сыну передаётся знание, опыт, умения – и хранится в веках народный промысел, живёт мастеровое искусство, радующее не только взгляд, но сердце и душу. Виктор Галибин всю жизнь занимался с деревом. В детстве выпиливал лобзиком из фанеры, выжигал, вырезал всевозможные панно. Став постарше, делал половники, ковши, даже кресла для фабрик, занимающихся росписью (Ковернино, Сухоноска, Сёмино, Семёнов). Профессио-нальное художественное образование (худграф Городецкого педагогического училища) позволил ему выполнять и более серьёзные горельефные панно, утварь для церквей, иконы. Восемь лет он писал иконы для городецких храмов, довелось поработать и для кафедрального собора Древлеправославной церкви в Москве. Для храма в Шеляухове Виктор Галибин написал иконы не только для царских врат и престольные иконы, но и весь деисусный чин для иконостаса. Много времени мастер уделяет и городецкой глухой резьбе. Вполне естественно, что именно ему было доверено изготовление рабочего проекта резного убранства «Города мастеров». Но главное увлечение Виктора Галибина – художественная обработка металла. Ещё 30 лет назад он изготовил «выколотку» из алюминия (тип чеканки, но с большим рельефом) для украшения центрального входа Городецкой строчевышивальной фабрики. Фантазия мастера изобразила не просто девушку за швейной машинкой, а волшебницу, разбрасывающую цветы, которые ложатся на ткань в виде городецких узоров и вышивок. Это панно до сих пор украшает теперь уже фабрику «Городецкая золотная вышивка». Когда Виктор Галибин работал инженером-конструктором на заводе «Молот», много времени уделял художественному литью из алюминия и бронзы. Резал модели для литья, сам формовал и отливал, чтобы лучше вникнуть в специфику литейного производства. Много занимался крупной чеканкой из цветных металлов, работал и с чёрным металлом, занимался имитацией холодной ковки для украшения каминов, сундуков, шкатулок. А ещё всем в Городце известны его причудливые флюгеры и дымники. Сын Иван, пойдя по стопам отца-учителя, прошёл весь курс обучения премудростям работы и с деревом, и с металлом. Перешла к сыну и особая любовь к металлу. Вот уже несколько лет они вместе занимаются реставрацией старинной металлической посуды и самоваров. Помогали с реставрацией музею самоваров. Занимаются и ремонтом церковной утвари – подсвечников, хоругвей, паникадил. Удивительно, что Ивану понравилась даже такая казалось бы грязная работа, как расчистка и полировка огромного главного паникадила для Владимирской церкви в Н. Погосте. Чего уж говорить о кропотливой, но интересной реставрации икон. Иван овладел азами работы с горелками, припоями, флюсами, работой над сканью и филигранью, эмалью, обучаясь на подготовительных курсах Красносельского училища художественной обработки металлов. Теперь отец, знакомый только с паяльниками, многому учится у сына. После армии Иван попробовал себя в Павловском техникуме народных художественных промыслов. Но после первого полугодия, когда Иван привёз преподавателю свои изделия, выполненные им в 10 и 12 лет, мастер сказал: «Ничему новому мы тебя, Галибин, здесь не научим». Идею создания мастерской по ремонту окладов икон Виктор Галибин вынашивал давно. А воплотить её в жизнь довелось сыну. По программе самозанятости Центра занятости населения района Иван прошёл обучение в школе малого бизнеса и подготовил к защите бизнес-план на организацию индивидуального предприятия «Икона-оклад». Виктор Галибин воплотил ещё одну свою мечту – финансовую поддержку фонда «Устойчивое развитие» получил его проект по реставрации, изготовлению и украшению дымников «Городецкое кружевное железо». Заботы у мастеров прибавилось. Но отец и сын Галибины работы не боялись никогда – особенно теперь, когда их проекты получили финансовую поддержку.
|