Понедельник, 2024-Апр-29, 11:42:46

Электронная версия газеты, выходит с мая 2006 года
Приветствую Вас Гость | RSS
• К 90-летию газеты •
[2012-Фев-05]
Салов В.М. На 90-летие «Городецкого вестника»
[2012-Янв-12]
«Ни слов, ни души не жалея»
[2011-Ноя-03]
Верные друзья газеты
• Навигатор •
• Публикации •
В городе нашем [191]
Вопрос–ответ [17]
Здравоохранение [43]
Земляки [209]
К 90-летию газеты [41]
Культура [155]
Краеведение [119]
Литературное творчество [35]
Народные промыслы [47]
О местном самоуправлении [211]
Образование [123]
Правопорядок [106]
Патриотизм [29]
Происшествия [15]
Разное [110]
Социальная жизнь [99]
Физкультура и спорт [107]
Экономика [210]
• Последние выпуски •
[2013-Сен-23][Социальная жизнь]
МФЦ заработает в октябре
[2013-Сен-23][О местном самоуправлении]
С оперативного совещания
[2013-Сен-23][Физкультура и спорт]
Strongman

[Краеведение]
Статистика

Главная » Статьи » Краеведение

«Сам Городец в целом уже есть музей»
Четверг, 9 сентября 2010 года, № 99-14299

Краеведческий музей отмечает юбилей. 90 лет — возраст весьма солидный. Поколениями музейщиков за минувшие десятилетия сделано немало, и сегодня трудно представить себе без музея культурную и научную жизнь Городца.

Городецкий музей — один из первых районных музеев Нижегородского края. Он возник по инициативе общественности вскоре после революции, в июле 1918 года. Выставка музейных экспонатов открылась в одной из комнат Народного дома, на перекрёстке улиц Троицкой и Купеческой (ныне досуговый центр «Метеор»). До революции это учреждение было Всесословным клубом. Кроме музея в нём размещались народный театр, кинематограф, библиотека-читальня, работали культурно-просветительские организации.

Музей возник не на пустом месте — в Городце имелся богатый опыт частного коллекционирования и собирательства. Многие городчане собирали антиквариат, некоторые торговали им на Нижегородской ярмарке. Крупнейшими коллекционерами были купцы-старообрядцы Г.М. Прянишников (1845-1915) и П.А. Овчинников (1843–1912). В их собраниях были монеты, посуда, иконы, древние рукописные и старопечатные книги. У этих купцов, особенно у Петра Алексеевича Овчинникова, интерес к старине был очень глубок и разносторонен, а собрания их имели всероссий-ское научное значение.

Создание музея было в значительной степени заслугой заведующего Народным домом Константина Павловича Смирнова. Современники вспоминают о нём как об очень интеллигентном человеке, энергичном организаторе. К.П. Смирнов был сыном священника села Курцева, окончил Духовную академию, служил инспектором народного просвещения в Оренбурге и Петрограде, а с 1917 года стал работать преподавателем географии в городецкой гимназии. Здесь же, в Городце, работали учителями два его брата и сестра.

Константин Павлович сумел объединить вокруг себя группу местных любителей старины, увлечённых идеей сохранения и изучения исторического наследия Городца. 30 марта 1919 года они собрались в Народном доме для обсуждения вопроса об учреждении на общественных началах Городецкой учёной архивной комиссии (сокращённо ГУАК). «Председателем собрания К.П. Смирновым было сказано вступительное слово, в коем было отмечено историческое значение Городца, обилие в нём и окрестностях всякого рода памятников старины и архивного материала. Обращено было внимание на опасность порчи или даже совершенной утраты этих памятников и на необходимость создания в Городце органа, который взял бы на себя их охрану и научную разработку... Таким органом, по мнению К.П. Смирнова, могла бы стать учёная архивная комиссия, как отделение Нижегородской учёной архивной комиссии».

Из анкеты, заполненной самим заведующим Городецким музеем 11 декабря 1919 года: «Музей… Отделы: общеобразовательный, естественно-научный, исторический, археологический, прикладной, сельскохозяйственный, гигиенический, религиозно-бытовой. Организован в июле 1918 года Губернским отделом народного образования. Основные экспонаты получены от земства. Содержится отделом народного образования. Находится в наёмном помещении. 2000 экспонатов. Записи посетителей ведутся ими самими по желанию в особой книге. Заведует особое лицо, не связанное с другой должностью. 47 лет. Константин Павлович Смирнов. Работает завмузеем 1,5 года. Раньше занимался педагогической и административно-научной деятельностью».

Труды К.П. Смирнова по созданию музея высоко оценил хранитель Московского Румянцевского музея Г.П. Георгиевский, посетивший Городец в октябре 1919 года. В книге записей посетителей музея он оставил лестный отзыв о работе своего коллеги: «Нахожу первые шаги Городецкого музея удачными, размещение систематичным и правильным. Будущее за ним совершенно обеспечено. Дело находится в опытных и любящих руках».

В январе 1920 года К.П. Смирновым были закуплены на 35 тысяч рублей старинные русские сарафаны, кафтанчик, холодник, кокошники, платки (покрывала), концы полотенец и др. предметы шитые серебром, золотом, шёлком, а также резной ткацкий стан, ларец и много других предметов. Учёная архив-ная комиссия признала все эти предметы весьма ценным приобретением в Городецкий музей, «который с этой покупкой обогатился такими экспонатами, которые не имеют даже музеи в крупных центрах».

В начале 1920 года большую обеспокоенность городецких любителей старины вызывал нерешённый вопрос о судьбе коллекций Г.М. Прянишникова и П.А. Овчинникова. Оба известных коллекционера умерли незадолго до революции, и, судя по всему, их богатые собрания были предложены вдовами Румянцевскому музею в Москве. Однако обе они ещё хранились в Городце, и была надежда, что удастся оставить их здесь навсегда.

На заседании Городецкой учёной архивной комиссии 2 января 1920 года её член И.Г. Блинов возбудил вопрос об оставлении коллекций в Городце и об учреждении с этой целью в Городце отделения Московского Румянцевского музея. ГУАК поддержала такое предложение и постановила «уполномочить членов Комиссии И.Г. Блинова и П.С. Кузнецова, бывающих в Москве, лично ходатайствовать перед кем следует». Поскольку талантливый городецкий художник Иван Гаврилович Блинов тесно сотрудничал с Румянцевским музеем, была надежда на положительном решении вопроса. 13 февраля 1920 года на заседании комиссии И.Г. Блинов «сообщил, что ходатайство ГУАК в Москву передал и ответ придёт по почте».

Однако такого плана придерживались не все. Острая дискуссия о судьбе собраний городецких купцов развернулась на заседании архивной комиссии 18 февраля 1920 года. Председательствовал на нём по традиции К.П. Смирнов. Он напомнил присутствующим, что вопрос о коллекциях Прянишникова и Овчинникова стоит с апреля 1919 года. На этот счёт существует три мнения: 1. Оставить их в Городце в виде отдела Румянцевского музея (то, что эти коллекции его собственность, настаивают вдова Овчинникова и наследники Прянишникова). На взгляд К.П. Смирнова, это самый простой вариант. 2. Создать из них новый музей. 3. Передать в Народный дом. Большинство членов комиссии — 10 против пяти при одном воздержавшемся — высказались за учреждение в Городце отдела Румянцевского музея. Однако член ГУАК и новый директор Народного дома В.Г. Оранжереев, названный в протоколе «представителем райкома», заявил, что райком против устройства в Городце отдела Московского Румянцевского музея, коллекции Прянишникова и Овчинникова должны быть присоединены к Городецкому Дому-музею, и об этом он вместе с Отделом народного образования будет ходатайствовать в Москву.

Идея создания отделения Румянцевского музея, вынашиваемая ГУАК, не нашла поддержки и в вышестоящих государственных учреждениях. 12 февраля 1920 года в Городецкую учёную архивную комиссию из Отдела по делам музеев и охраны памятников искусства и старины Народного Комиссариата Просвещения было послано письмо, в котором сообщалось: «В ответ на Ваше отношение 25 января 1920 г. … открытие в селе Городце отделения Румянцевского музея в данный момент Отдел считает недопустимым».

На следующий день после дискуссии в ГУАК, 19 февраля состоялось заседание коллегии Городецкого Отдела народного образования. «Повестка дня. 1) Об оставлении в Городце коллекций Прянишникова и Овчинникова. Постановлено срочно послать телеграмму в Москву следующего содержания: Городецкий Отдел народного образования просит Отдел по делам Музея по охране памятников старины включить существующий в Городце музей в общий список музеев, выделить его в самостоятельную единицу — Городецкий Музей и коллекции Прянишникова и Овчинникова передать в этот музей...». Далее в тексте протокола идут очень важные слова, которые говорят нам о том, что уже в самом начале истории музея его организаторы правильно оценили выдающееся культурно-историческое значение Городца и ту важную роль, которую призван сыграть вновь устраиваемый краеведческий музей: «...таковой уже имеет редкостные экспонаты, сам Городец в целом уже есть музей (выделено мною — А.Е.). Кроме того, постановлено срочно послать делегата для объяснений. Назначена т. Сатунина».
Значительная часть бывших коллекций городецких купцов была всё-таки отправлена в Москву. Тем не менее, борьба за их оставление на своей родине ускорила решение вопроса о создании самостоятельного Городецкого краеведческого музея и его переезде из стен Народного дома в особняк Облаевых на Ленинской улице. В феврале 1920 года музей уже занимал второй этаж этого здания, а на первом разместилась библиотека-читальня.

* * *

История Городецкого краеведческого музея как вполне самостоятельного учреждения по традиции ведётся с февраля 1920 года – со времени его переезда из Народного дома в дом Облаевых на Ленинской улице.

Народный дом (современный «Метеор»), в котором находился музей с момента своего создания в июле 1918 года, не был приспособлен для музейной работы. В то время здание его, по словам самого заведующего К.П. Смирнова, «находилось в состоянии полного запустения и было на верном пути к разрушению». Судя по всему, Константин Павлович тяготился заведыванием Народным домом и желал сосредоточить свои силы только на музейной работе. Он же хлопотал и о выделении под музей отдельного здания.

Выбор комиссии пал на двухэтажный особняк купца Ивана Петровича Облаева на Ленинской (бывшей Купеческой) улице. Он как нельзя лучше соответствовал размещению музейной экспозиции и по своему местоположению, и по планировке: это был едва ли ни единственный дом в Городце, где просторные жилые комнаты располагались по кругу — весьма удачный для музейных экскурсий вариант. Достоинства такой планировки знает каждый, хоть раз бывавший в краеведческом музее.

10 марта 1919 года волостным исполкомом было заслушано ходатайство Городецкого музея о передаче ему дома Облаева на Ленинской улице. Просьба была удовлетворена. Тогда же было решено семью бывшего хозяина Ивана Петровича Облаева переселить в дом его покойного отца (глава многочисленного семейства Облаевых — Пётр Фёдорович Облаев — умер незадолго до описываемых событий, в 1918 году). Дом П.Ф. Облаева находился на современной улице Михеева — тогда в сельце Штатном, или просто «на Штате». В доме покойного купца уже были новые квартиранты, и в связи с переездом семьи Ивана Петровича Облаева их предстояло потеснить. По решению волисполкома, проживающему в доме на Штате гражданину Стрельникову жилищная комиссия должна была подыскать другую квартиру.

Выселение Ивана Петровича Облаева-младшего из дома на Ленинской улице было драматичным эпизодом в истории этой фамилии. Невозможно сказать точно, когда состоялся переезд Облаевых на Штат. На долю Ивана Петровича выпали в то время тяжёлые испытания: недавно умер отец, осенью 1919 года умерли жена Анна Петровна и сестра Мария Рукавишникова (жила в доме, занимаемом сегодня Детским музеем). И вот теперь вдовцу Облаеву с шестью детьми предстояло навсегда покинуть дом, в котором прошли его лучшие годы… В свете описываемых событий интересно было бы знать о том, каковы были личные взаимоотношения И.П. Облаева и К.П. Смирнова. История об этом умалчивает.

Переезд музея из Народного дома откладывался до конца 1919 года. Причина такой задержки неизвестна. Всё-таки хочется думать, что в своих претензиях на дом музей был не слишком настойчив. Городская власть для соблюдения норм приличия и справедливости вменила в обязанность музею устроить перевозку имущества прежних хозяев за свой счёт: «Если же наряд лошадей не будет дан, — говорилось в уведомлении, — то граждане останутся на своих квартирах». Разумеется, что вопрос выделения подвод не мог быть решающим в данном случае. Видимо, тут были какие-то другие причины.

Поскольку выделение под музей дома на Ленинской улице было приостановлено, дирекция Народного дома провела ремонт собственного здания. В протоколе заседания волисполкома от 14 апреля 1919 года говорится следующее: «Рассматривая отчёт о ремонте Городецкого Народного дома в израсходовании субсидии 12000 руб., постановили: отчёт об израсходовании субсидии утвердить и выразить благодарность зав. домом т. Смирнову». В помещении Народного дома музей, судя по приведённой ниже анкете К.П. Смирнова, оставался вплоть до декабря 1919 года. И лишь в феврале 1920 года музей начал работу в бывшем особняке И.П. Облаева.

Драматично сложилась не только судьба Облаевых, но и первого директора музея. В своём детище ему пришлось работать недолго. Видимо, сын священника, дипломированный специалист и подлинный интеллигент, Константин Павлович Смирнов не нашёл общего языка с советским начальством. Без указания причин, коллегия Городецкого Отдела народного образования на своём заседании 9 февраля 1920 года постановила: «Смирнова от должности заведующего Народным домом освободить с 15 февраля на основании постановления местного райкома». После музея Смирнов не смог найти работу по душе и вынужден был покинуть Городец. Чему посвятил себя в дальнейшем Константин Павлович, как сложилась его судьба — об этом, к сожалению, неизвестно.

После увольнения К.П. Смирнова в целях упорядочения работы входивших в Народный дом отдельных учреждений (театра, музея и библиотеки-читальни) заведывание ими поручалось особой коллегии. Она должна была состоять из трёх лиц: заведующего Народным домом, заведующего музеем и библиотекаря. Первому поручалась хозяйственная часть, а заведующему музеем — культурно-просветительная и организационная работа. Заведующим Народным домом и председателем всей коллегии был назначен товарищ В.Г. Оранжереев, а заведующей музеем и библиотекой — учительница Александра Ивановна Сатунина «с сохранением прав учительницы (пользованием квартирой и отоплением)».

В феврале 1920 года на втором этаже бывшего дома купца Ивана Петровича Облаева (младшего) была устроена первая постоянная экспозиция Городецкого музея.

Следующий период в истории музея, с 1920 по 1925 год, связан с именем Ивана Гавриловича Блинова. Он начал работать в музее с марта 1920 года, долгое время совмещая в одном лице должности заведующего и научного сотрудника. Как и его предшественник, Блинов был яркой, незаурядной личностью. Выходец из простых крестьян-старообрядцев, не имевший даже школьного образования, он благодаря огромному природному таланту и любви к истории стал очень известным переписчиком и иллюстратором рукописных книг. Одни из первых своих работ он выполнил Г.М. Прянишникову и П.А. Овчинникову. Расцвет творчества И.Г. Блинова пришёлся на 1910-е годы, когда он по заказу столичных музеев и крупных коллекционеров работал в Москве, Петербурге, Харькове. В марте 1919 года Иван Гаврилович стал членом Учёной коллегии Российского Исторического музея.

После революции И.Г. Блинов возвращается в Городец. В 1919 и 1920 годах он помогает хранителю рукописей Румянцевского музея Г.П. Георгиевскому приобрести и перевезти в Москву коллекции рукописных книг Г.М. Прянишникова и П.А. Овчинникова. Об этих событиях свидетельствует сохранившийся мандат: «Государственным Румянцевским музеем командируется сотрудник музея тов. Блинов в г. Городец Нижегородской губернии для сопровождения транспорта рукописей Румянцевского музея, направляемых в Москву в книгохранилище музея. Румянцевский музей просит все Советские учреждения и лиц, от коих будет зависеть, оказать тов. Блинову своё содействие».

Будучи не только выдающимся художником, но и большим знатоком русской старины, Иван Гаврилович Блинов внёс большой вклад в дело становления Городецкого музея. Сегодня в музейных фондах хранятся не только его фотографии, документы, но и живописные работы, а также рукописные книги с иллюстрациями-миниатюрами, выполненные им по заказу П.А. Овчинникова. Все они являются экспонатами, имеющими всероссийское значение.

С 1920 года музей не поменял ни своего адреса, ни той высокой миссии, что была возложена на него в момент создания. Краеведческий музей возник в Городце вскоре после Октябрьской революции. Несмотря на трудное и сложное время, тогда удалось заложить прочный фундамент музейной работы.

История создания Городецкого музея убеждает, что его первые шаги были сделаны благодаря настоящим любителям истории и подлинным патриотам. Заложенный потенциал собирательской, научной, просветительской работы во многом не исчерпан до сих пор.

А. ЕРАНЦЕВ, научный сотрудник Городецкого краеведческого музея

Категория: Краеведение | (2010-Сен-10) | Автор: А. ЕРАНЦЕВ
Просмотров: 1658 | Теги: Смирнов, Блинов
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
• Поиск •
• Друзья •
  • Городецкая заваLinkа
  • Волжский перекрёсток
  • Городецкая роспись
  • Городецкий пряник
  • У Кольцова колодца
  • «Городецкий вестник» © 2006–2024 Анализ интернет сайта Goon Каталог сайтов