Понедельник, 2024-Апр-29, 14:21:33

Электронная версия газеты, выходит с мая 2006 года
Приветствую Вас Гость | RSS
• К 90-летию газеты •
[2012-Фев-05]
Салов В.М. На 90-летие «Городецкого вестника»
[2012-Янв-12]
«Ни слов, ни души не жалея»
[2011-Ноя-03]
Верные друзья газеты
• Навигатор •
• Публикации •
В городе нашем [191]
Вопрос–ответ [17]
Здравоохранение [43]
Земляки [209]
К 90-летию газеты [41]
Культура [155]
Краеведение [119]
Литературное творчество [35]
Народные промыслы [47]
О местном самоуправлении [211]
Образование [123]
Правопорядок [106]
Патриотизм [29]
Происшествия [15]
Разное [110]
Социальная жизнь [99]
Физкультура и спорт [107]
Экономика [210]
• Последние выпуски •
[2013-Сен-23][Социальная жизнь]
МФЦ заработает в октябре
[2013-Сен-23][О местном самоуправлении]
С оперативного совещания
[2013-Сен-23][Физкультура и спорт]
Strongman

[Краеведение]
Статистика

Главная » Статьи » Краеведение

Судьба Крестовоздвиженской церкви Городца
Суббота, 16 июля 2011 года, № 76-14421


В центре Городца возле современного здания ТЦ «Добрыня» находится старинное неухоженное здание.

Его фасад требует капитального ремонта, ибо он не проводился многие годы. Это памятник градостроительства и архитектуры — православная старообрядческая Свято-Духовская Крестовоздвиженская единоверческая церковь. Она когда-то служила не только местом отправления культа, но и играла большую социальную роль в общественной жизни прихожан, так как в ней собирались сходы, зачитывались указы. Об истории этого заброшенного храма, потерявшего былой вид и значимость, мы и расскажем.

Православная старообрядческая Свято-Духовская Крестовоздвиженская единоверческая церковь


В Городце были очень сильны традиции раскола или старообрядчества. Более того, городецкая земля считалась одним из его центров. Официальная церковь долго боролась с отколовшейся частью паствы. В 1798 году император Павел I издал именной указ «О дозволении жительствующим в Нижегородской епархии старообрядцам дозволить просимое, Святейшему Синоду разрешить давать равномерное дозволение по другим епархиям». Затем по рекомендации московского митрополита Платона был издан указ от 27 октября 1800 года, разрешавший строительство и открытие единоверческих церквей по всей России, что облегчало переход в единоверие «незаписным старообрядцам».

Главной формой примирения раскола с православной церковью в течение всего XIX века оставалось единоверие. В царствование императора Николая I единоверие получило своё дальнейшее развитие, чему способствовало строительство единоверческих церквей.

Единоверие — это течение в старообрядчестве, сторонники которого сохраняют «старые обряды» и древнерусский бытовой уклад, но в то же время признают главенство Синода Русской Православной Церкви Московского патриархата.

Начало единоверию в Нижегородской губернии было положено в 1801 году епископом Вениамином II, при котором нижегородским старообрядцам было дозволено иметь церковь и особых священников. Старообрядцы получили законное право основать единую с официальным православием церковь. Отсюда название этих церквей — «единоверческие».

Городецкие старообрядцы Нижегородской губернии не остались в стороне. В особой грамоте, подписанной 65 купеческими и мещанскими и шестью ямщицкими «незаписными» старообрядческими семьями Городецкой волости, подано прошение о разрешении «устроить в Городце церковь на старых обрядах и к сей церкви дать правильных, по старопечатным книгам и обрядам, священников и церковнослужителей». В 1830 году разрешение на строительство в Городце единоверческой церкви было дано.

12 мая 1831 года трудами и усердием прихожан деревянная церковь в честь Успения Божьей Матери была построена и освящена. Сообщалось, что Успенская единоверческая церковь «древяна клетцки, с трапезою и с папертями», то есть представляла собой наиболее распространённый тогда простейший тип рубленого храма с двухскатной кровлей и просторной трапезной, окружённой открытой папертью. В 1858 году приход церкви составлял около 900 человек и считался неплохим, основной приток был из среды старообрядцев.

31 декабря 1864 года Духовная консистория вынесла приказ об упразднении церкви по ветхости, а в 1869 году угрожающая падением церковь была сломана.

На сходе прихожан людьми разного сословия было принято решение о строительстве нового каменного храма. Трудами городецких ремесленников-каменщиков, знавших свои секреты строительства церквей, на средства прихожан по правую сторону от деревянной церкви построили каменную трёхпрестольную с такою же каменной, не отделённой от церкви колокольнею. Культовое здание построено по известному типу «корабля» и состояло из трёх основных компонентов — церкви, трапезной и колокольни, размещённых по продольной оси «восток-запад». Этот тип постройки является одним из самых распространённых в русской архитектуре.

Сначала на левой стороне от трапезной в ноябре 1859 года освятили придел во имя Святителя и Чудотворца Николая, потом в октябре 1860 года в храме освятили придел на правой стороне в честь Успения Божией Матери, в октябре 1866 года освящена вся церковь в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.

При освящении храма было указано писать «церковь в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня», а в обиходе она называлась Крестовоздвиженская единоверческая церковь.

В 1866 году при церкви создано церковноприходское трёхгодичное училище для людей разного сословия, в штате которого состоял учитель.

Церковь и кладбище при ней обнесены каменною оградою. Причт состоял из священника и дьякона, а причетническую деятельность по желанию прихожан исправляли два простолюдина. На содержание причта жалованье не поступало.

«Церковь утварью, книгами и ризницею достаточна. Приходно-расходные книги о суммах свечной и кошельковой от 1847 года ведутся исправно и хранятся в целости в ризнице. Обыскная книга, выданная в 1843 году Духовной консисторией, хранится в церковной ризнице и ведётся исправно. Копии с метрических и исповедных книг с 1843 года ведутся исправно и хранятся в церковной ризнице. Земли при церкви пахотной, сенокосной и лесной не имелось».

Все здания, принадлежащие церкви, построены на церковной земле трудами и на средства прихожан: каменная четырёхкомнатная сторожка, деревянный дровяник, дом для дьякона и два каменных склада (каждый в два ряда), арендные деньги с которых поступают в пользу церкви.

Под кладбищем и строениями церковной земли имеется две с половиной десятины, по ведомости никакими межевыми знаками не ограничены.

На церковной земле проживал священник в собственном деревянном доме с флигелем. «Священник Феодосий Евфимиев, крестьянский сын, 17 сентября 1863 года Преосвященнейшим Нектарием по просьбе прихожан с. Городца Крестовоздвиженской единоверческой церкви был прислан из Семёновского уезда.

В 1879 году священник церкви за воздаяния отлично украшению и пастырского служения награждён бархатною скуфьею, а также набедренником».

Отметим, что храм пользовался авторитетом у прихожан, приход церкви составлял в 1897 году более 13 тысяч человек, росли доходы и жертвования. Ближайшая из единоверческих церквей находилась в селе Пурехе Балахнинского уезда в 25 верстах. Её приход составлял всего 27 человек.

Православная старообрядческая Свято-Духовская Крестовоздвиженская единоверческая церковь


В 1917 году в России произошла революция. В 1918 году вышел декрет «О свободе совести и церковных религиозных обществах», который положил начало закрытию и ликвидации всех церквей.

15 августа 1918 года при Балахнинском исполкоме начал действовать Балахнинский уездный комиссариат по отделению церкви от государства, который ставил на государственный учёт религиозные общества, в том числе и Городецкой волости.

В 1922 году, выполняя декрет «Об изъятии церковных ценностей», власти усилили произвол против церкви: устанавливается полный государственный контроль за деятельностью всех приходов церквей, монастырей и т.д., изымаются земли, склады, храмы в пользу государства, начинают проводиться судебные репрессии против церковнослужителей и ярых ревнителей христианской веры.

В 1929 году городским советам было предложено более энергично проводить в жизнь решения декрета, «постановления избирателей о закрытии церквей».

В 1930 году жизнь в храме продолжала теплиться, но участь единоверческой (духовской) церкви предрешена. Из храма изымаются ценности, наличные денежные капиталы, утварь, предметы, содержащие цветной металл. Церковь платит налог государству за использование здания, запрещено производить колокольный звон.

В конце октября 1934 года президиум Городецкого райисполкома принял решение о закрытии единоверческой Духовской церкви и её ликвидации. Комиссия по вопросам культа при президиуме Горьковского крайисполкома отменила решение «в части ликвидации единоверческой церкви Духовской за отсутствием оснований, предусмотренных действующим законодательством».

В 1935 году с колокольни снимаются и отправляются на переплавку колокола, а затем закрывается церковь, церковная община распускается. Церковнослужители подвергаются репрессиям. Так, например, в 1937 году арестован председатель церковного совета Крестовоздвиженской церкви до 1930 года Леонтий Иванович Жуков, осуждён по ст. 58, расстрелян, позднее реабилитирован.

В последующие годы церковь подвергается целенаправленному разрушению и внутренней перестройке. В разные годы в ней устраиваются склад, городская баня, спортивный клуб, вытрезвитель, комбинат ритуальных услуг.

В июне 2007 года здание старообрядческой Свято-Духовской Крестовоздвиженской единоверческой церкви передано епархии Московского патриархата, освящено и находится в юрисдикции Русской Православной Церкви Московского патриархата.
Категория: Краеведение | (2011-Июл-19) | Автор: Виталий МОНАХОВ
Просмотров: 1560
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
• Поиск •
• Друзья •
  • Городецкая заваLinkа
  • Волжский перекрёсток
  • Городецкая роспись
  • Городецкий пряник
  • У Кольцова колодца
  • «Городецкий вестник» © 2006–2024 Анализ интернет сайта Goon Каталог сайтов