Суббота, 19 декабря 2009 года, № 142-14195 Тридцать пять лет учит детей рисованию и черчению Юлия Николаевна Спицына, педагог высшей категории, неоднократный победитель различных творческих конкурсов, автор обучающей программы «Истоки мастерства», которая высоко оценена экспертным советом и утверждена областным центром развития творчества детей и молодёжи. Она — руководитель изостудии детского дома творчества г. Городца, воспитанники которой ежегодно получают дипломы различных конкурсов, в том числе и международных. Юлия Николаевна считает, что не бывает неталантливых детей. Нужно просто увидеть и пробудить способности ребёнка, чем она и занимается. Ю.Н. Спицына состоялась и как художник. У неё было три персональных выставки в Городце. Сегодня она делится с нами своими мыслями о себе, о воспитании, о жизни. — Юлия Николаевна, кем Вы себя ощущаете больше: художником или учителем? — Всё-таки учителем. Ни разу не пожалела о своём выборе, хотя, конечно, в школе случалось всякое. Но в недоразумениях с учениками я всегда винила себя: не нашла общего языка, дала волю нервам. Мы, взрослые, должны быть мудрее, сдержаннее. На добро и справедливость дети очень отзывчивы и ценят эти качества в учителе. Ещё учитель должен быть обязательно профессионалом, в моём случае — уметь рисовать. Поэтому я себя считаю и немножко художником. Люблю рисовать пейзажи и портреты, а больше всего — цветы. — Это заметно. На Ваших выставках больше всего акварелей, изображающих цветы. Краски на картинах нежные, словно переходящие одна в другую, немного размытые. Ощущение, что видишь всё сквозь дымку или туман. — Наверное, это идёт от мироощущения. В жизни я тоже не провожу резких границ, не раскрашиваю мир ярко и броско, но и не перебарщиваю с тёмными тонами. Ведь жизнь прекрасна, и многое в ней я очень люблю. Люблю свой город, древний вал, возле которого живу, нашу Волгу. Люблю своего сына, родных и близких и ещё многих людей. Люблю свой дом. Его строил мой отец, и нашей многодетной семье было хорошо под его крышей. Люблю цветы. В конце зимы с нетерпением жду, когда оттает земля и можно выйти в сад. Проверить, как перезимовали многолетники, посадить новые цветы. Конечно, выращиваю и овощи, но на первом плане у меня цветы. Каждый год что-то изменяю в оформлении сада, и это для меня сродни творчеству. — Юлия Николаевна, Вы получили высшее образование на художественно-графическом факультете Чувашского педагогического института, в Чебоксарах… — Да. Но своей alma mater я считаю Городецкое педучилище, в котором заканчивала художественно-графическое отделение. В год семидесятипятилетнего юбилея педколледжа уместно будет вспомнить наших замечательных педагогов. Это заведующий «худграфом» В.М. Подъячев, который учил нас живописи. Рисунок преподавал К.Т. Махов. Он был настоящий мастер и от нас требовал прорисовки всех деталей. Только спустя годы мы оценили, что классическая школа рисунка, приверженцем которой был наш учитель, является основой мастерства художника. Благодаря преподавателям черчения и начертательной геометрии О.С. Широких и М.М. Щербаковой нам очень легко было учиться в вузах. — Получением диплома с отличием Ваша связь с педучилищем не закончилась. Был ведь ещё один период в Вашей жизни, в котором художественно-графическое отделение сыграло значительную роль? — Когда я закончила институт и уже имела достаточный педагогический опыт, меня пригласили работать на «худграфе». Это было лучшее время моей жизни. Заведовал отделением талантливый человек Н.В. Коротков. Учащиеся и учителя ощущали себя единым коллективом художников. Атмосфера творчества захватывала нас всех. И сейчас я мечтаю о возрождении художественно-графического отделения в Городецком педколледже. — Как Вы оцениваете свои достижения в жизни? — Если под успехами понимать только ценности материальные, то мои достижения очень скромные. Значит, остаются успехи в работе. Я увлекалась очень многими видами декоративно-прикладного искусства. Делала батик, аппликации из соломки, лепила из глины, расписывала изделия хохломой и городецкой росписью. Училась всю жизнь, чтобы научить этому детей. Ученики и есть главное в нашей жизни наряду с собственными детьми. Ведь в их успехах есть частичка твоего труда. Недавно меня пригласили на встречу выпускники «худграфа», окончившие педучилище 25 лет назад. Все они получили высшее образование, состоялись как специалисты. Несколько человек работают и живут за границей, но не забыли своё училище, учителей. Эта причастность к тому, что человек состоялся, и есть главное в работе учителя. — Что Вам помогает в жизни? — Православная вера. Хотя крестилась я уже взрослой, одновременно с сыном, который в то время был ещё в младенческом возрасте. Настояла на этом моя свекровь. Она простая малограмотная женщина, но очень мудрая. Я благодарна ей за первый опыт духовной жизни. Сама я впервые пришла в храм, как и большинство людей, в горе. Умирал отец, облегчить его болезнь уже было невозможно. Какое-то внутреннее чутьё подсказало, что только молитвой смогу помочь ему. С тех пор хожу в церковь. Молитва даёт мне большую поддержку. — Чего бы Вы ещё пожелали себе? — Очень хочется дожить до внуков, которыми сын, к сожалению, не торопится осчастливить меня. И немного здоровья, чтобы ещё поработать с детьми. Они не дают нам стареть, заставляют учиться, двигаться вперёд.
|